Ярослав Евгеньевич писал(а):
Выдержка из классической работы - "Язычество древних славян" Рыбакова.
Подведем некоторые предварительные итоги тому разнородному и, к сожалению, фрагментарному материалу о Роде, который был приведен выше.
Род - творец Вселенной.
Род вдувает жизнь в людей.
Род - бог неба и дождя.
Род связан с земной водой (родники, родища).
Род связан с огнем.
Род связан с подземным пеклом (родьство огненное).
Род связан с красным цветом (рдяный, родрый).
Род связан с шаровой молнией (родиа).
Рода сопоставляют: с Озирисом, с Саваофом, с Ваалом, с
Иисусом Христом (косвенно), с "Артемидой".
Если привести рядом подборку определений и эпитетов античного Зевса, сделанную А. Ф. Лосевым, то мы увидим много сходного: Зевс - орошающий землю, "дождевой"; Зевс - "имя, означающее вместе и огонь и жизнь"; Зевс есть пламенеющее вещество; Зевс один является виновником жизни для людей, он - творец нашей жизни. "Означает же [слово Зевс] четыре: 1. Самого бога или небо. 2. Посейдона. 3. Подземного бога. 4. Солнце".(Лосев А. Ф. Античная мифология. М., 1957, с. 100-104.)
Нетрудно заметить, что последнее перечисление четырех богов, сливающихся в одном Зевсе, очень близко (за исключением бога морей Посейдона, лишнего в славянском сухопутном пантеоне) к тем трем русским богам, которые упоминаются как бы взамен одного Рода:
Небо - Стрибог
Солнце - Дажьбог
Подземный бог - Переплут
Посейдон -
Очень важным представляется взаимоотношение всеобъемлющего Рода со Светом, божеством, которому ставят идолов, посвящают первый день семидневки, отстаивая право культа "недели", дня солнца. Если бы мы могли поступать по простому математическому правилу ("когда две величины порознь равны третьей, то они равны между собой"), то легко установили бы тождество Рода и Света: каждый из них в том или ином источнике сопоставляется с христианским богом-творцом. Свет столь же всеобъемлющ, как и Род. Это сохранилось в русской лексике вплоть до XX в.: "обойти весь белый свет" - обойти всю землю; "попал в белый свет, как в копеечку" (о плохом стрелке) - здесь белый свет понимается как необъятное небо.(Нельзя исключить предположения, что расплывчатое слово "свет" могло появиться как легальная замена запрещенного и преследуемого церковниками имени Рода.)
Близость Рода и Света заставляет нас обратить внимание на важнейшего бога средневековых западных славян - Святовита, почитавшегося в Арконе и у других балтийских славян в качестве могущественнейшего из богов. Идол его был четырехглавым и находился в большом храме. Святовиту были посвящены белый конь и оружие. Свя-товит был покровителем плодородия, урожая; годичный праздник устраивался после уборки хлебов, а главным обрядовым действием было изготовление огромного, в человеческий рост, пирога. Определяя важное значение Святовита, Гельмольд называет его "богом богов" (Deus deorum). В другом месте, рассказывая о второстепенной славянской демонологии, Гельмольд снова говорит о том, что у славян есть главный бог, Deus deoruin, не называя его по имени.
Если мы говорим о западных славянах, Арконе и т.п., то да, Святовит был верховным богом, но для остального пространства расселения славян главным божеством был Род. Также ошибочно сопоставлять Сварога с Святовита. Это разные боги.
Завтра отвечу, сегодня другую тему развиваю.
Не согласен кое вчем. Род у малоросов был основным, сейчас прилеплю книгу Скульского. Там очень много чего передано по традиции. Книга посвещена Казачьему спасу, изучить его по книге мы не можем, но философия Спаса нам вполне доступна.
Кстати, комуинтересна тема казачьего Спаса может ознакомиться с этим на форуме Ю. Сергеева.
Эх, а архивы то нельзя цеплять.
