Блаженный Феофилакт Болгарскийhttp://ivblagochinie.ru/content/uploads ... a-2010.pdfЦитата:
Быв мучен безмерным страхом, Петр забыл о своих обещаниях и покоряется человече-
ской немощи, как бы умерши от страха и не зная, что говорит. Но ты разумей у меня и в воз-
вышенном смысле-что Петр уличается служанкою, то есть человеческою немощью, вещью
низменною и приличною рабам; уличается до тех пор, пока петух, пропевши, не привел его
в чувство. Петух означает слово Христово, не позволяющее, чтобы мы расслабели и спали,
но говорящее: «бодрствуйте» и
Встань, спящий
(Еф. 5, 14). Этим-то словом, как бы некиим
алектором, пробужденный Петр, вышедши вон из двора архиерейского, то есть из состояния
ослепленного ума, заплакал, выйдя из нечувствия. Пока он был во дворе ослепленного ума,
не плакал, потому что не чувствовал, но как скоро вышел из него, пришел в чувство.
Святитель Иоанн Златоустhttp://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/85Цитата:
Странное и неожиданное дело! Когда Петр видел, как только задерживали Учителя, он до такой степени воспламенился, что схватил меч и отрезал ухо; а когда надлежало большее обнаружить негодование, более воспламениться, слыша такие поругания, — тогда он отрекается! Кого, в самом деле, не привело бы в ярость то, что происходило тогда? И, однако, ученик, побежденный страхом, не только не показывает никакого негодования, но и отрекается, не сносит угрозы бедной, бессильной служанки. И не однажды, но и в другой и третий раз отрекается, и в короткое время, и не перед судьями, так как он был во дворе, и служанка спрашивала его тогда, когда он выходил за ворота. Не тотчас почувствовал он и свое падение. Лука говорит, что Иисус воззрел на него (Лук. 22:10), т. е. он не только отрекся, но и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, а надобно было, чтоб напомнил ему опять Учитель: взор служил ему вместо голоса. Так он был поражен страхом! Марк же повествует, что петух запел, когда Петр отрекся в первый раз; потом вторично запел, когда тот отрекся в третий раз (Марк 14:68—72), — то есть, точнее, пересказывает о слабости ученика и об его оцепенении от ужаса; а Марк узнал об этом от учителя своего, так как был спутником Петра. Поэтому тем более надлежит удивляться ему, что он не только не скрыл падения учителя своего, но напротив. Потому-то яснее прочих и рассказал об этом, что был учеником.
Святитель Григорий Паламаhttp://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/28Цитата:
так во время Спасительной Страсти, когда Господь сказал Своим Ученикам: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию» (Мф.26:31), он, не веруя сему, возразил. И не только это, но и поставил себя выше остальных, говоря: «Аще и вси соблазнятся, но не аз» (Мф.26:33. Мк.14:29); выставляет себя в сравнении с остальными, как бы, вследствие дерзости, сбитый с пути, дабы и более прочих (затем) смирившись, со временем явиться более светлым; не как Адам, который подвергнувшись искушению и вместе с тем быв побежден, был окончательно уничтожен, но — подвергнувшись искушению и на короткое время быв побежден, затем победить искусителя. Каким образом? — Немедленным осуждением себя и великой печалью и покаянием, и сильнейшим врачеством для умилостивления Бога — слезами; ибо — «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19); и: — «печаль бо яже по Бозе покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор.7:10); и: — «сеющий в слезах» — молитву, «в радости пожнет» — отпущение грехов.