Юрий Нерсесов
Кто займёт место скончавшегося патриарха Всея Руси Алексия II? Когда председатель отдела внешних церковных (ОВЦС) сношений митро-полит Смоленский и Калининградский Кирилл стал местоблюстителем опустевшего престола, большинство комментаторов сочли, что вопрос ре-шён. Энергичный иерарх, то учащий нас жить с телеэкрана, то благодарящий путинюгенд за травлю опального епископа Диомида, скорее всего, и возглавит крупнейшую в мире православную церковь. Тем более есть мнение, что на Лубянке его тексты за подписью «Михайлов» знают ещё с советских времён.
Другие обозреватели напоминали, что на прошлых выборах патриар-ха покойный Алексий победил тогдашнего местоблюстителя митрополита Киевского и всея Украины Филарета, отчего тот так обиделся, что отколол от Русской Православной Церкви часть приходов. Зато Алексий, как и его предшественник - патриарх Пимен - успел поработать на важнейшей должности Управляющего делами Московской патриархии, которым ныне является митрополит Калужский и Боровский Климент. Отмечается, что в последние годы именно Климент считался фаворитом и патриарха, и пре-зидента Владимира Путина, сопровождая их в зарубежные поездки, поло-женные по рангу главе ОВЦС.
Кроме того, Кирилл выступил против участия религиозных деятелей в Общественной палате, и вместо него там оказался управделами патриар-хии. Репутация местоблюстителя изрядно пострадала, когда патриаршье внешнеполитическое ведомство уличили в торговле водкой, сигаретами, алмазами и прочим доходным товаром. (Лишь на куреве и только за 1995-96 гг. отдел заработал 98 миллионов рублей). Наконец, есть мнение, что большинство избирающих первосвященника РПЦ иереев побаивается ре-шительного и властного Кирилла, как опасались лидеры компартии Троц-кого в 1924 году и Берию в 1953-м. Поэтому вполне возможно избрание того же Климента или хозяина крупнейшей в России епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Куда меньше шансов у зарубежных иерархов - киевского митропо-лита Владимира, минского Филарета и управляющего казахскими прихо-дами Мефодия. Если же ни одна кандидатура не получит решающего пере-веса, есть вариант поставить патриархом главу Ленинградской и Ладож-ской епархии Владимира. Ему через несколько месяцев 80 лет исполнится, а там глядишь и расклад сил окончательно определится.
Гадать на кофейной гуще можно бесконечно, но смысла сей увлека-тельный процесс не имеет ни малейшего. Все основные кандидаты по сути один и тот же клан, имеющий общую экономическую и духовную основу. Разумеется, отдельные члены клана могут искренне ненавидеть и сживать друг друга со света, но курсом пойдут единым. Суть этого курса та же, что и у кремлёвской верхушки - зарабатывать огромные деньги через макси-мальную интеграцию в международные структуры, а дорогим россиянам, чтобы не ворчали, виртуозно вешать на уши патриотическую лапшу. Для этого владыка Кирилл ещё 11 лет назад призывал сделать РПЦ «полно-правным субъектом рыночной экономики», руководитель Штаба гумани-тарной помощи при ОВЦС, тогда ещё архиепископ Климент ассистировал ему в табачном бизнесе, а в Петербурге сигаретами бойко торговало дей-ствовавшее под патронажем митрополита Владимира ООО "Возрождение".
Налаживать связи с сигаретной корпорацией «Филипп Моррис» и прочими западными концернами куда проще, если ты свой человек для та-мошних хозяев мира сего и способствуешь выгодной им глобализации. Ре-лигиозной её составляющей уже не первое десятилетие является экуме-низм, то есть движение за слияние христианских (а в последнее время и не вполне христианских) церквей. Внедрил его к нам духовный учитель Ки-рилла и Ювеналия митрополит Никодим, возглавивший в 1960 году Отдел внешних церковных сношений, в 1963 году - Ленинградскую епархию, а в 1975-ом ставший президентом ведущей экуменистской организации мира – Всемирного Совета Церквей. Свои религиозные убеждения Никодим де-монстрировал столь же откровенно, что и его ученик свои экономические воззрения.
«Процесс вхождения Церквей в экуменическое содружество в основ-ном близок к завершению, - писал владыка в «Журнале Московской Пат-риархии» под номером 4 за 1974 год, комментируя заседание Центрально-го Комитета ВСЦ в Женеве. - Радость роста иногда граничила с искушени-ем преждевременно провозгласить Всемирный Совет Церквей «сверхцер-ковью» или Вселенским Собором».
Преждевременно, значит, не надо, а когда настанет время - так в са-мый раз? Подчёркиваю: речь идёт не о мирном сосуществовании различ-ных религиозных конфессий и не об уважении к чужой вере. Перед нами проект создания невообразимого в своём уродстве мутанта равно враждеб-ного как верующим, так и атеистам. Эдакое религиозное воплощение бре-да шолоховского Макара Нагульнова, мечтавшего о временах, когда в ми-ре не останется ни белых, ни негров, ни азиатов, а все будут «приятно смуглявенькими». И, разумеется, лишёнными «традиционной привязанно-сти к стране, общине, семье», как обещает нам в подозрительно напоми-нающей фрагменты Апокалипсиса жутковатой утопии бывший президент Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали.
Слова прогрессивных иерархов не расходятся с делом. Никодим ещё в 1969 году «пробил» для католиков право причащаться в православных храмах, а Кирилл лично участвовал в экуменистской литургии, надёрган-ной по кусочкам из различных религиозных обрядов. Превращению плане-ты в огромный пруд мутной воды, из которой выуживают рыбу трансна-циональные корпорации, синтетическая псевдорелигия соответствует иде-ально.
Плохо разбирающие в проблемах веры советские вожди способство-вали присоединению Православной церкви к ВСЦ, думая расширить своё влияние, но, пойдя по шерсти, вернулись остриженными. После того как Ленинградская духовная академия силами Никодима и его ватиканских друзей типа иезуита Мигеля Аранца превратилась, по словам владыки, в «лабораторию мировой экуменистской мысли», и батюшки оттуда стали выходить соответствующие. Одни храмы в торжища превращают, другие под Ватикан переходят, третьи помогают бывших единоверцев из украин-ских храмов вышибать. Дело находится всем!
Помощников себе никодимовцы подбирают соответствующих. На-пример, одним из подчинённых митрополита Климента является пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский. Привержен-ность общечеловеческим ценностям бывшего корреспондента «Москов-ских Новостей», «Огонька» и «Нью-Йорк Таймс» проверена десятилетия-ми и неплохо стимулируется. Сам заместитель Чубайса и нынешний со-председатель подкремлёвско-либерального «Правого дела» Леонид Гозман вручал супруге Вигилянского 50 тысяч долларов, согласно официальной версии - за поэтические достижения.
Истинным либералом является и другой приближенный к патриар-хии эксперт, уголовник Дмитрий Якубовский. Когда администрация Пра-вославного университета Святого Апостола Иоанна Богослова отбилась от столь колоритного сотрудника, он стал преподавателем кафедры права главной кузницы церковных кадров – Московской Духовной академии.
В середине 90-х птенцы гнезда никодимова чувствовали себя не слишком уверенно, поскольку их постоянно атаковали внутрицерковные консерваторы. Но деньги, помощь дружественных гэбэшников, интриган-ские таланты и врождённая способность к мимикрии сделали своё дело. Теперь митрополит Кирилл распинается в необходимости хранить тради-ции православия и однажды даже отслужил панихиду на могиле ненавист-ного ему лидера ортодоксального течения РПЦ владыки Иоанна. Осталь-ные не столь активны, но тоже успешно лепят себе репутацию истинных патриотов и хранителей веры. Газеты и сайты православных традициона-листов либо задавлены, либо принуждены к лояльности, а критика либера-лов часто лишь помогает формированию образа. Поэтому нет ни малейших сомнений, что при любом исходе голосования изберут кого надо. То есть истинного общечеловека с торгашеской психологией, прикрывающего свою суть державной болтовней.
Правда, державность получается даже более робкая, чем у кремлёв-ских чекистов и юристов. Те, в конце концов, Абхазию с Южной Осетией признали, а на патриаршем подворье от тамошних приходов, желающих перейти под юрисдикцию РПЦ, отпихиваются как чёрт от ладана. Столь же робкой остаётся политика ОВСЦ и на Украине, где, несмотря на все подписанные с Ватиканом соглашения, униаты захватываю один храм за другим, да и православные приходы Московской Патриархии угрожают уйти в свободное плавание. Ослабли позиции в Эстонии и дальнем зару-бежье, в самой России растёт количество православных с взглядами, мало отличающимися от диомидовских, а у официозных пропагандистов всё чаще ум за разум заходит.
Уж на что Андрей Кураев опытный пиарщик, так и он объясняет пу-тинятам, что Россия всё равно обречена и главное - успеть передать право-славие, и заодно Сибирь китайцам! Нет никаких сомнений: начнись в стране серьёзная заваруха, оникодимленная церковная верхушка сыграет свою роль в её деморализации и расчленении. Не хуже, чем иерархи Сербской Православной Церкви на территории бывшей Югославии.
|