Владимир Неберт писал(а):
1. Химия, физика, математика, биология не в меньшей мере (а то и в большей), чем литература могут служить средством морального разложения. Ведь среди атеистов технарей гораздо больше, чем гуманитариев, что как бы намекает. Противопоставление естественнонаучных знаний религии и вовсе - притча во языцех.
2. Многие мыслители единодушно высказывали мысль о том, что именно перекос в сторону естествознания привел к секуляризации и атеизации общества. Так что никакой разницы между вредностью литературы и вредностью физики/химии я не вижу.
3. Единственным выходом из ситуации может быть только создание такой системы образования, когда гуманитарное (гимназическое) образование будет уравновешивать естественнонаучное, выход в синтезе всего лучшего, созданного в области дореволюционной педагогики и методологии образования, в формировании всесторонне развитой личности с широкими знаниями и глубоким пониманием изученного материала.
1. Это откуда такая статистика ? Я, например, по жизненному опыту вижу обратное.
2. Врут такие мыслители. Это именно от философии и гуманитарщины секуляризация и атеизация.
3. Нет, выходом является такая ситуаци, когда преподаватели естественнонаучных предметов, как и т.н. гуманитарных - верующие воцерковленные люди.
Конечно сразу таких не набраться, но это постепенно, в идеале, когда будет уменьшаться количество общих школ и увеличиваться количество православных. А еще нужен Закон Божий. А еще учебники должны быть переписаны так, чтобы все предметы вели к Богу.
Всестороннее развитие личности это хорошо, но это вот всю жизнь личность развивается. А в школе не так-то много времени отпущено. Это время надо использовать в значительной степени для подготовке к трудовой деятельности: всесторонней на общеобязательных предметах, и специальной, на факультативных предметах. А еще нужна и сама такая трудовая деятельность в подростковом возрасте, и чтобы дети видели, как в этой трудовой деятельности нужно то, чему учат на уроках, в том числе теоретических.
С гуманитарными же предметами нужна полная ревизия.
История должна изучаться по принципу регионально-религиозно-центрированности:
- палестиноцентрировано в античное время;
- римскоцентрировано в начале эры от Рождества Христова;
- византиецентрировано в начале средних веков;
- в дальнейшем русскоцентрировано.
Но при этом, не должны замалчиваться исторические чудеса, известные как по Писанию, так и из житийной литературы.
Литература не должна превращаться в литературоведение.
Правильнее - просто прочтение художественных произведений учениками, затем обсуждение их под руководством желательно православно подготовленного педагога. Должен быть пересмотрен перечень рекомендованных произведений.
А еще надо учить не только восхищаться произведениями и толковать их, но и пытаться писать, в том числе стихи. Не так как сейчас, когда требуется проявить в сочинении знания по литературоведению, а просто типа сочинять рассказы или стихи.
Никаких типа риторик не надо. Учиться говорить надо на всех обычных предметах.
Далее, важная роль должна быть отведена методике преподавания.
Классическая академическая методика предполагает уже существующую заинтересованность учащихся, или их высокую сознательность, или возможность компенсации отсутствия того и другого с помощью телесных наказаний.
И вот без последнего, в условиях когда заинтересованности еще надо добиться, а высокую сознательность еще надо воспитать - эта методика не прокатывает.
Наиболее проработаная в настоящее время альтернативная методика - методика Шаталова. Хотя он ее во многом персонально на себя ориентировал, но есть и много объективных находок, и этой персональной ориентированности тоже может каждый педагог у него поучиться.
Вот как-то так.