конфликт между гуманизмом и христианством был всегда.и обусловлен он следующим:
1. Отношение к Писанию. Все три направления гуманизма считали Писание ключом к
реформированию Церкви, как свидетельство христианской веры и практики в
их первоначальной форме. Для гуманистов авторитет Писания основывался на
его красноречии, простоте и древности. Однако швейцарские и виттен-
бергские реформаторы основывали авторитет Писания на концепции "слова
Божьего": Писание рассматривалось как воплощение повелений и обещаний
Божьих, что позволяло ему занять положение выше любого чисто человечес-
кого документа. Фраза "sola scriptura" "одним Писанием" выражает осново-
полагающую веру Реформации в то, что по вопросам христианской веры и
практики не следует обращаться ни к одному источнику, кроме Писания.
Трения существовали и между швейцарскими и виттенбергскими Реформатора-
ми; первые рассматривали Писание, в первую очередь, как источник нравст-
венного руководства, в то время как последние относились к нему как к
свидетельству милостивых обещаний спасения, даваемых Богом верующим.
2. Отношение к отцам церкви. Для гуманистов писатели патриотического
периода представляли простую и понятную форму христианства, чей автори-
тет основывался на их древности и красноречии в целом гуманисты придава-
ли более или менее одинаковое значение всем Отцам Церкви ввиду того, что
все они относятся приблизительно к одному и тому же периоду древности.
Эразм, однако, рассматривал некоторых Отцов как имеющих особое значение:
в начале 1500-х гг. он выделял Оригена (греческого Отца Церкви третьего
века, известного неортодоксальностью своих взглядов столько же, сколько
изысканностью своих творений). Однако, начиная с 1515 г., он решил сде-
лать выбор в пользу Иеронима. Его новое предпочтение объясняется его
текстуальными исследованиями Нового Завета, приведшими к опубликованию в
1516 г. греческого издания Нового Завета. Иероним ранее проделал обшир-
ную работу над текстами Писания, и новый интерес к нему Эразма, видимо,
объясняется этой причиной. Такое эразмианское отношение к Отцам Церкви
присутствовало и в швейцарской реформации.
Виттенбергские реформаторы Лютер и Карлстадт, однако, отдавали пер-
венство Августину. В оценке Отцов Церкви гуманисты использовали два кри-
терия: древность и красноречие. Отсюда и предпочтение, отдаваемое Эраз-
мом Оригену и Иерониму. Виттенбергские реформаторы, однако, использовали
в оценке Отцов ясно выраженный богословский критерий: надежность в тол-
ковании Нового Завета. На основании этого критерия предпочтение отдава-
лось Августину, а к Оригену реформаторы относились с некоторой подозри-
тельностью. Гуманисты не были готовы использовать богословский критерий
в оценке относительных достоинств Отцов Церкви, усиливая, таким образом,
напряженность между двумя движениями.
|