Продолжу старую тему
-Одним из документальным свидетельством почитания Царя Иоанна IV Васильевича Грозного являются опубликованные газетой “Русский Вестник” “Святцы Коряжемского монастыря” (1624 г.), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: “В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Ивана”.
-В книге Архиепископа Сергия (Спасского) изданной в 1901 год, городе Владимир -«Полный Месяцеслов Востока».Том первый. Восточная агиология и переизданной по благословению Святейшего Патриарха в 1997 на странице 357 указано –«10 июля, обретение телеси Царя Иоанна». То есть – обретение мощей.
-Церковный историк проф. Е. Голубинский в своем труде “История канонизации святых в Русской Церкви” упоминает о том, что Царь Иоанн Грозный не просто угодник Божий, и то что отмечается “обретение телеси царя Ивана”, которое следует праздновать 10 июня ст.ст.
-Православный старец Николай Гурьянов (Псковоезерский) (1909—2002),( которого Святейший Патриарх назвал столпом русского старчества) отвечал вопрошающим людям, которые смутились позицией священноначалия Русской Православной Церкви, которая повторяет позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. “Бога благодарить и сказать: прости их, Господи! – сказал батюшка. - Здесь, в почитании этих святых, нет никакого греха и никакой ереси, это они, не подумав, говорят так, нервничают. А раскола никакого нет! Раскола из-за святых нет, никогда не было и не будет! Это все пустое, врагом навеваемое неприятие. Надо мягко объяснять, что мы любим и ценим этих подвижников Христовых, и такое почитание Церковию разрешено и даже одобряется, даже награда от Господа нам за это будет. Мы веруем в их святость, и Церковь разрешает им и акафисты петь, и службы, и иконы писать, потому что в этом выражена духовная любовь к угодникам Божиим.Так всегда было в Православии… Эта истина хранится в Священном и Святом Писании… Вот вы посмотрите, что надписано на иконе из Грановитой палаты Московского Кремля над главой Царя Иоанна: “Благоверный и Христолюбивый, Богом Венчанный Великий Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич, всея Великия России, многих государств Государь и Самодержец” … Это Церковь о Нем так писала… А кто не желает, пусть не молится им, но не ругает, и – сохрани Бог! – пусть не хулят: это великий грех. А мы будем молиться, чтобы Господь всех нас соединил в понимании. А вы не переживайте, пусть вас ругают, бранят, оскорбляют, не отступайте от Истины, трудитесь. Только все делайте по Евангелию, с терпение, храните евангельскую истину. Надо обо всем писать и говорить, только с любовию».
-Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Сычёв) привёл факты почитания царя русским народом до революции 1917 года. «Как первый Помазанник Божий на русском престоле Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный царь. Тем более, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле приходили простые русские люди просить царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судьей».
-В труде протоиерея Н. Извекова «Московский придворный Архангельский Собор» (1916 год) сообщается: «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников».
-Писатель А. Н. Стрижев упоминает о том, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ с документами фондов Святейшего Синода десятых годов ХХ века — до Собора 1917—1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и Блаженная Ксения Петербуржская, и Святитель Игнатий Брянчанинов, и Святитель Феофан Затворник, и Святитель Филарет Московский, и Праведный Иоанн Кронштадтский, и царь Иоанн Васильевич Грозный. Всего же в списке было более 25 имён.
|