Патриарх Тихон благословил великого Александра Васильевича Колчака на борьбу с богоборцами-большевиками.
В начале января 1919 г. (перейдя линию фронта) к адмиралу Колчаку приехал священник, посланный Патриархом Тихоном. Священник привез Адмиралу личное письмо Патриарха
с благословением и фотографию образа Св. Николая Чудотворца с Никольских ворот Московского Кремля, которые были зашиты в подкладке крестьянской свитки.
Текст Послания Патриарха Тихона к адмиралу Колчаку:
«Как хорошо известно всем русским и, конечно, Вашему Высокопревосходительству," - говорилось в этом письме, — «перед этим чтимым всей Россией Образом ежегодно 6 декабря в день зимнего Николы возносилось моление, которое оканчивалось общенародным пением «Спаси Господи люди Твоя» всеми молящимися на коленях. И вот 6 декабря 1918 г. верный Вере и традиции народ Москвы по окончании молебна ставши на колени запел: «Спаси Господи.» Прибывшие войска разогнали молящихся, стреляя по Образу из винтовок и орудий. Святитель на этой иконе Кремлевской стены был изображен с крестом в левой руке и мечом в правой. Пули изуверов ложились кругом Святителя, нигде не коснувшись Угодника Божия. Снарядами же, вернее, осколками от разрывов, было отбита штукатурка с левой стороны Чудотворца, что и уничтожило на Иконе почти всю левую сторону Святителя с рукой, в которой был крест.
В тот же день по распоряжению властей антихриста, эта Святая Икона была завешана большим красным флагом с сатанинской эмблемой. На стене Кремля была сделана надпись: «Смерть вере — опиуму народа». На следующий день, 7-го декабря 1918 г., собралось множество народу на молебен, который никем не нарушаемый подходил к концу! Но, когда народ, ставши на колени, начал петь «Спаси Господи!» — флаг спал с Образа Чудотворца. атмосфера молитвенного экстаза не поддается описанию! Это надо было видеть, и кто это видел, он помнит и чувствует сегодня. Пение, рыдания, вскрики и поднятые вверх руки, стрельба из винтовок, много раненых, были убитые. и. место было очищено.
На следующее раннее утро по Благословению моему Образ был сфотографирован очень хорошим фотографом. Совершенное Чудо показал Господь через Его Угодника Русскому народу в Москве.
Посылаю фотографическую копию этого Чудотворного Образа, как Мое Вам, Ваше Высокопревосходительство, Александр Васильевич — Благословение — на борьбу с атеистической временной властью над страдающим народом Руси. Прошу Вас, усмотрите, досточтимый Александр Васильевич, что большевикам удалось отбить левую руку Угодника с крестом, что и являет собой как бы показателем временного попрания Веры Православной. Но карающий меч в правой руке Чудотворца остался в помощь и Благословение Вашему
Высокопревосходительству, и Вашей христианской борьбе по спасению Православной Церкви и России».
Адмирал Колчак, прочитав письмо Патриарха, сказал: «
Я знаю, что есть меч государства, ланцет хирурга. Я чувствую, что самый сильный: меч духовный, который и будет непобедимой силой в крестовом походе — против чудовища насилия!»
По настоянию сибирских епископов в Уфе было создано Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил священномученик архиепископ Омский Сильвестр. В апреле 1919 г. Омский Собор Духовенства Сибири единогласно конституировал Адмирала Колчака временным предстоятелем Православной Церкви на освобожденных от большевиков Сибирских территориях — до времени освобождения Москвы, когда Святейший Патриарх Тихон сможет (не стесняемый безбожниками) полноценно приступить к своим обязанностям. При этом, Омский Собор постановил упоминать имя Колчака во время официальных церковных богослужений. Эти постановления Собора не отменены до сих пор!
И церкви, монастырям Сибири были возвращены земли. В школах
восстановлено преподавание закона Божьего. В два с половиной раза были увеличены оклады духовенства. При Колчаке ассигнования на церковь составили 11 866 300 рублей. Высшее церковное управление Сибири предписало епархиям создавать проповеднические отряды.
Появились целые роты антисоветских агитаторов и осведомителей, сформированные из священнослужителей, преподавателей закона Божьего, клерикально настроенных мирян.Специальная комиссия по удовлетворению духовных нужд армии составляла "Катехизисы Православного Воина", издавала листовки, где Белогвардейское командование называли богоданным, а большевиков объявляли "слугами антихриста".
В 1917 году исполнительный комитет Всероссийского совета приходских общин взывал к священнослужителям и верующим:
"Единственным спасением родины является объединение граждан по приходским общинам... Община будет оплотом государственности... Сплотитесь вокруг своих храмов - это наша единственная и последняя надежда". Сибирские иерархи приветствовали эту Программу и решили приступить к ее осуществлению. Церковные соборы и епархиальные советы предлагали духовенству создавать союзы, участвовать в выборах, голосуя за общий список. По некоторым епархиям клерикалам удалось наполовину заполнить городские думы своими депутатами.
"Только церковь может собрать... силы народа. Только под сенью святой церкви эти силы могут окрепнуть и начать руководящую роль в жизни страны",- провозглашала газета "Русская армия". На ее страницах (1919, N 188-194) епископ уфимский Андрей изложил программу нового церковно-государственного управления.
Первый пункт проекта гласил, что все выборы и все представительство в России должны осуществляться через приходские общины. Их возглавляет центральный совет общин и православно-приходская партия. Эта партия готовит массы к выборам в государственное земское совещание, получает большинство голосов и активно влияет на политическую жизнь.
Проект предусматривал создание руководящих органов политической церковной партии в епархиях, а на местах - отделов и братств. Роль местных земских управ приняли бы на себя советы приходов. Каждый приход имел бы свои идеологические учреждения, школу, а также кооператив, объединяющий прихожан экономически. Приходские советы, состоящие из представителей духовных и светских учреждений, согласно проекту, становились исполнительным и судебным органом государственной власти на местах.
На епархиальном собрании в Томске, обсуждавшем проблемы введения нового приходского устава, протоиерей Лавров вполне определенно выразил идею реформы: "Единственное средство покончить с революцией... скорейшее восстановление прихода, на него возлагаются не только задача религиозная, но главным образом - политическая".


