Есть в истории литературы и искусства образы, пришедшие из обыденной повседневной жизни, но ставшие вневременными символами. К таким относится образ русской тройки. Увидеть ее «живьем» уже довольно трудно. Только на ипподроме, который вряд ли кто из нас посещает. Разве что долго неслась на нас Тройка из заставки программы «Вестей» РТР.
Само понятие «тройка» окончательно сложилось к XVIII веку. До этого времени существовали повозки одноконные и «одвуконь», «о двух конях», могла быть и тройка, но без специальной упряжи. Каждому сословию – свой вариант, были специальные предписания для разного люда.
Красоту тройки сразу оценили. Оценили и функциональность нелинейного расположения лошадей. В Европе предпочитали одиночное или парное расположение лошадей. Когда лошади идут голова к голове, и усилия между ними распределяются равномерно. Тройка – неординарный экипаж. Усилия распределяются неравномерно, но это только придает экипажу скорости.
К ведущей лошади (коренной), которая бежала рысью, припрягали пристяжных лошадей, скакавших галопом, изогнув головы «на отлет». Казалось бы – в сторону от оси движения, казалось бы – должно мешать набору скорости. Но тройка – весьма скоростной экипаж. Уверенная, мощная, спокойная коренная – и резвые нервные, но быстрые пристяжные: эта комбинация давала преимущество русской тройке. Она могла развивать до 50 километров в час. И это единственная в мире подобная комбинация. Можно сколь угодно сочинять премудрые выводы о способности «сотрудничества разных индивидуальностей», но ведь факт остается фактом. Не было больше нигде таких экипажей – еще и с разным «ходом» лошадей. Аналогов русской тройки в других странах никогда не было.
Тройка была одновременно и городским, и деревенским экипажем – но в любом случае народным. В кареты тройку не запрягали. Как у Грибоедова: «На золоте едал, сто человек к услугам, Весь в орденах, езжал-то вечно цугом». Цугом – это голова в хвост, совсем другое дело, совсем другая техника и психология (если хотите) езды. Особым шиком считалось подобрать тройку под масть. Тройки бывали богато украшены. Европейский почтовый рожок на Руси не прижился, а миниатюрные копии церковных колоколов – «дары Валдая» – были обязательной принадлежностью русской тройки. Валдай – знаменитое место в Новгородской области, где делались такие колокольчики. Очень старательно «наряжали» тройку для свадеб и других торжественных случаев.
Птица-Тройка - лучший символ особого русского пути.
А молния указывает на русское мессианство.
