ПО СЛЕДАМ НАШУМЕВШЕЙ ПРЕМЬЕРЫ
Первое впечатление от произведения искусства, как известно, самое сильное, а зрелищное кино надолго остаётся в сознании, заставляя заново мысленно переживать увиденное. Самое время теперь, когда общественное волнение слегка улеглось (и наступило время сосредоточенной мысли для верующего человека - Великий пост), поговорить о кинокартине Павла Лунгина "Остров". Как отметила "Литературная газета", фильм "стал абсолютным рекордсменом в пятилетней истории премии, присуждаемой Национальной академией киноискусств".
Успеху несомненно способствовала широкая рекламная компания, сопровождавшая показ по телевидению 7 января - в Рождество Христово. Когда надобно славить Христа и веселиться, людей заставляли плакать. Зато в самый разгар Рождественского поста телевидение призывало нас смеяться от души над проказами нечистого и Солохи из знаменитых "Вечеров...." Гоголя...
Невольно задаёшься вопросом, почему вдруг журналисты и либералы всех мастей поддержали фильм, который (как кажется на первый взгляд) в корне противоречит глобализму? После просмотра "Острова" осталось ощущение двойственности и наличия в нём скрытого "подводного течения".
Во-первых, отправным эпизодом в повествовании служит история предательства и трусости на войне. И это уже раскалывает сознание зрителя, заставляя его простить то, что не может быть прощено. В народном сознании Великая Отечественная война окружена ореолом святости ратного подвига, разрушать который недопустимо. Совмещая несовместимое (в данном случае - покаяние и предательство), зрителя повергают в шок. Православные знают, что нет греха, который бы Господь не простил человеку, искренне покаявшемуся. Но не всякий зритель поймёт сокровенную глубину раскаяния, тем более простой обыватель. Он лишь усвоит, что можно, предавши однажды, выйти, так сказать, сухим из воды. Удалившись от мира, стяжать Благодать прозорливости и исцеления.
Во-вторых, история островитянина в некоторых своих эпизодах (к примеру, эпизод с пожаром) повторяет "Сказание о преподобном старце Феофиле, иеросхимонахе, Христа ради юродивом подвижнике и прозорливце Киево-Печерской Лавры" (Киев, 1906 г., составитель Владимир Зноско). Родился преподобный Феофил в 1788 г, скончался в 1853, будучи схимником. Как пишет составитель жития, преподобный был молитвенником земли Русской, "во имя благочестия и любви к Богу отказался от временных благ". Подвиг юродства во Христе - один из самых трудных и в душевном, и в физическом отношении. Преподобный Феофил с младенчества ощущал в себе этот дар, ещё мальчиком отличался благочестием, стремился постичь полноту истины, постепенно приближаясь к духовной зрелости.
Киногерой подчас скоморошествует (заигрывая с бесом, имитирует петушиный крик), а не юродствует. Да и очутился он в обители волею обстоятельств. Путь его скользкий, случайный. Кто-то скажет: случайностей не бывает в жизни - на все воля Божия. И всё же позволим себе заметить, что варианты тех или иных "случайностей", особенно в искусстве, определяет авторская, в данном случае - режиссёрская установка.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, в фильме чувствуется какая-то нарочитая отстранённость героя от Православной Церкви, какое-то едва уловимое (и потому наиболее опасное для массового сознания) противостояние с Церковью. Проявляется это в деталях. Молится герой чаще на природе, вне храма, просит об исцелении болящих в закопчёной кочегарке, бесноватую (которая больше походит на действительно больную) исцеляет опять-таки вне церковной благодати. Между тем известно, сколь тяжело вернуть одержимых бесами к нормальной жизни. Существует особый чин отчитки бесноватых, который порою требуется пройти не раз, и не два. И уж, конечно, перед церковным иконостасом.
Таким образом, массовый зритель может вынести для себя нравственный урок о спасении путём каких-то личных (не совсем ясных) усилий. Символом указанного пути, по-видимому, является бесконечная погрузка угля в тачку. С точки зрения художественности, действие выглядит малоэстетическим, без чего не может быть настоящего глубокого искусства.
Признавая широкий общественный резонанс фильма "Остров", следует указать и скрытый смысл его. Заключается он, по-видимому, в призыве уйти от решения насущных задач национального спасения: сплочения, церковного соборного единения народа перед лицом наступающей эпохи цивилизованного (т. е. закамуфлированного) рабства глобализма.
Православных фильм прельщает видимостью обращения к серьёзным религиозным проблемам, открытой молитвой, обращённой в зрительный зал. Но не забудем, что в последние времена, как сказано в Писании, лжепророки явятся во множестве, чтобы прельстить, оторвать верующих от лона Православной Церкви, смутить наши души и запутать. По слухам, исполнитель главной роли актёр Пётр Мамонов воспринимается некоторой частью общественности как наставник и чуть ли не пророк. Таково воздействие искусства на человека.
И последнее замечание-размышление. Каждая историческая эпоха требует определённого типа героев. Если народный организм способен ответить на "вызов времени", то такой народ закрепляет своё историческое значение. Как наш народ смог осуществить свою миссию в грозную годину Великой Отечественной войны. Тогда героями фильмов были энергичные, деятельные, смелые и бесстрашные. Они зажигали своим примером мужество в сердцах защитников Отечества. Бывают времена сосредоточенного углублённого анализа внутренней жизни народа: являются подвижники, схимники, собирающие духовную энергию народа. Но и они в дни испытаний (как преподобный Сергий Радонежский) готовы на общественное служение, прежде всего, Отечеству. А в наше смутное время - и подавно - требуется пример деятельного подвижничества именно в миру, в окружении греха, зла, обмана и насилия.
Ответит ли герой П. Лунгина на вызов времени? Соответствует ли это общественным устремлениям? Готов ли наш народ, не воцерковлённый в большинстве своём, понять "философию" режиссёра? Не способствует ли такая трактовка духовного пути окончательной гибели нашего национального самосознания? И не по этой ли причине фильм поддержали либеральные круги нашего общества? Множество вопросов, на которые скорее всего нет ответов. Но думать приходится, время неумолимо.
Л. ШЕВЦОВА
http://rv.ru/content.php3?id=6775