Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Ср июл 30, 2025 8:30 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 258 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 18  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 12:37 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 08, 2012 11:06 pm
Сообщения: 288
Вероисповедание: Русский националист.
Цензура. А. Р.

Придерживаемся темы убиенного кочетковца.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 12:56 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 08, 2012 11:06 pm
Сообщения: 288
Вероисповедание: Русский националист.
Посиди-ка в карцере, Комар. А.Р. На первый раз - сутки.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 1:05 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб авг 10, 2013 12:33 pm
Сообщения: 59
Виктор Комаръ писал(а):
Винареви, что Вы думаете по-этому поводу : Перекрещивание обливанцев, есть второкрещенство ?
Нет, если перекрещивают в истинной церкви! - (Апост. 47). - "Еретического крещения не должно принимать", (Апост. 46); (Васил. 1) "и крещенных еретиками должно перекрещивать", т.е., аще вы обливанцев признали еретиками и доказательно нашли, что "плоды" их не суть плоды а тернии и волчцы и т.д. ... , но сие есть такое "мутное", что определенно, в этом аспекте, сказать ничего не решаюсь. Простите.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 1:57 pm 
Киприан Карфагенский, свщмч. 62. Письмо к Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни

http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62

Цитата:
Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? В этом отношении скромность и смирение наше ни кого не предупреждает своим мнением, предоставляя всякому думать как угодно и поступать как думает. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить все тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоем. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека чрез заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому ни кого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Священное Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и Дух нов дам вам (Иезек. 36, 25, 6). Тоже в книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань (Числ. 19, 10, 12, 13). И еще: и рече Господ к Моисею глаголя: поими левиты от среды


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 2:48 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Пт окт 22, 2010 2:11 am
Сообщения: 5036
А всем сочувствующим старообрядцам не следует забывать следующее:

1. Возможно, отдельные церковные обряды до реформ Никона более соответствовали древнейшим, чем новые, вводимые по греческим и афонским образцам. Однако большая часть церковных книг исправлялась вполне заслужено.

2. Автором и обладателем авторских прав на все церковные обряды является Церковь.
Церковь имеет право изменять обряды по своему усмотрению.
В частности, без реформ Никона Русская Церковь оказалась бы отколота от мирового православия, а малорусские и великорусские земли никогда не смогли бы составить единое государство.

3. Сам по себе обряд не имеет никакого значения, если он совершается вне Церкви. Старообрядцы преследовались не просто как любители старых обрядов, а именно как поставившие обряды выше решений Святой Церкви.
Обрядоверие - это грех, но старообрядцы еще являются и иудами, предавшими веру в Церковь Христову ради веры в формальные обряды.

4. Массовые жертвы старообрядцев, массовые самоубийства и самосожжения инициированы ими сами, предавшими не только Церковь, но и свои души.
Главный идеолог раскола, Аввакум, стал первым и чуть ли не единственным проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. Он писал своим последователям, вдохновляя их на самосожжения:
"Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут". В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжений: "Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли". Протопоп советовал Сергию: "Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, - Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали... Вечная им память".
После таких призывов только в 1675-1695 годы было зарегистрировано 37 самосожжений, во время которых погибло около 20000 человек.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 3:18 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт ноя 08, 2012 11:06 pm
Сообщения: 288
Вероисповедание: Русский националист.
Александр Владимірович писал(а):
Спелись два иуды-святотатца, в открытую возводящие хулу на Церковь.
Не пора ли их гнать поганой метлой за непрекращаемые потоки лжи и грязи?
4. Массовые жертвы старообрядцев, массовые самоубийства и самосожжения инициированы ими сами, предавшими не только Церковь, но и свои души.
.


Поместный Собор 1971 года тебе не указ ?
Прошу обратить внимание администрации форума, прослеживается явная хула на Русскую Церковь и её православных.

ЗЫ. Александр Владимірович , давай перейдём к фактам:
1. скажи сколько иноков убили только в Соловецком монастыре ?
И второй вопрос : Ты действительно думаешь, есть ли у нас основания считать множество православных Русских людей - наших предков, живших на Руси в 17-ом веке такими идиотами или законченными мазохистами , что они ради сущей ерунды, за один "Аз" готовы были идти на лишения , на пытки, готовы были и сами броситься в огонь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 3:33 pm 
В сети
Чёрная Сотня
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 19, 2005 3:00 am
Сообщения: 94235
Виктор Комаръ писал(а):
Александр Владимірович , давай перейдём к фактам:
1. скажи сколько иноков убили только в Соловецком монастыре ?
И второй вопрос : Ты действительно думаешь, есть ли у нас основания считать множество православных Русских людей - наших предков, живших на Руси в 17-ом веке такими идиотами или законченными мазохистами , что они ради сущей ерунды, за один "Аз" готовы были идти на лишения , на пытки, готовы были и сами броситься в огонь.



Сектанты из "Белого братства" готовы были даже ВСЕ погибнуть - более десяти тысяч... Глупость человеческая и гордыня - не аргумент.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 3:43 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Чт июл 04, 2013 7:43 am
Сообщения: 206
Вероисповедание: Православие
[quote="Александр Владимірович"]Спелись два иуды-святотатца, в открытую возводящие хулу на Церковь.
Не пора ли их гнать поганой метлой за непрекращаемые потоки лжи и грязи?


1. Возможно, отдельные церковные обряды до реформ Никона более соответствовали древнейшим, чем новые, вводимые по греческим и афонским образцам. Однако большая часть церковных книг исправлялась вполне заслужено.
В том то и дело, что главные не соответствовали. Взять хотя бы двуперстие. В апостольские времена было принято крестить лоб . Выходит Апостолы крестились не так как надо? А если у человека нет рук и он не может ни два перста сложить ни три, он что лишен возможности спасения? Большей глупости, чем считать, что спасение зависит от сложения пальцев и не придумаешь. Ан нет в огонь шли за это. А причина всему - гордыня, как и в случае с Армянской апостольской церковью и УПЦ КП


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 3:59 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 30, 2011 4:57 pm
Сообщения: 43018
Вероисповедание: Православный
Сергей Валерьевич писал(а):
В том то и дело, что главные не соответствовали. Взять хотя бы двуперстие. В апостольские времена :shock: было принято крестить лоб .


Вот не надо передергивать-то!

Староверы умирали не за то, что ввели троеперстие... Это еще люди может и пережили бы...
Но вот печально известный Собор 1666г., как известно, именно что проклял старые обряды...
Говорили ведь не так, что креститься 3 перстами - также правильно (что кстати далеко не факт), а говорили, что креститься 2 перстами - ересь!
И что было делать людям испокон веков к этому привыкшим, когда они вместе со своими предками, с Отцами Стоглавого Собора и всеми русскими святыми объявлялись еретиками-то?????
И кто после этого большие обрядоверы-то?????


Нет такой Веры на Руси! Замечание! А.Р.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 4:15 pm 
RAlex писал(а):
Винареви писал(а):
RAlex писал(а):
Клон Алексия, от имени того самого Алексия, приносит извинения форумчанам за использование ненормативной лексики в отношении еретика раскольника и хулителя Церкви. И даже у этого еретика раскольника Комара Алексий просит прощения, за обзывание его нецензурными словами, обещая впредь всех еретиков и раскольников называть только допустимыми в культурном обществе словами.
Его уже осудили и отлучили церкви? :D Нет? Тогда и вы не судите, может быть и БОГ строго не осудит вас.

А как он может быть в Церкви, если он хулит таинства. Он или и не был в Церкви, или сам себя отлучил этой хулой.
И не понятно, что это за вероисповедание такое у него на аватаре. Если нормальный старообрядец, то не говорил бы так, а он или из какой-то беспоповской секты, или вообще нечто свое себе навыдумал.


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 4:19 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт июн 30, 2011 4:57 pm
Сообщения: 43018
Вероисповедание: Православный
Александр Робертович, я сам также к новообрядной (никонианской) Церкви принадлежу, так что зря меня тут упрекаете...
Просто это не значит, что необходимо староверов грязью поливать необоснованно...
Да, в чем-то они, несомненно, виноваты, но в очень многом, к сожалению, и государственная церковь по отношению к ним совершенно недостойно вела себя...

А написал так исключительно из-за того, что люди не разбираясь в предмете, начинают обвинять направо-налево...
Вот я их апологетами никонианства и назвал... ярыми такими сторонниками, которым плевать на доводы оппонентов... чисто в этом смысле...

Нет такой Церкви - "новообрядная никонианская". Есть Русская Православная Церковь. А.Р.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 4:55 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Сб авг 10, 2013 12:33 pm
Сообщения: 59
RAlex писал(а):
Киприан Карфагенский, свщмч. 62. Письмо к Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни
http://www.odinblago.ru/kiprian_1/62
Неубедительно! Ибо разговор идет не об аравийских пустынях, а о среднерусской долине!
Цитата:
Апостольское правило 47-е делает огромное различие крещенных священниками от крещенных мирянами, если таковых не перекрестят. Древние положили принимать крещение ни в чем не отступающее от веры. (Васил.1).В «Духовном луге» (изд.Троиц-Серг.лавры1915г.) в главе 176, стр.207 описан случай, на который любят ссылаться мочители лбов, что дескать достаточно и одной капли воды, и даже слюны, и даже песком можно посыпать, и будет это все равно подлинным крещением. Ни в житиях, ни в правилах нет такого утверждения. И вот как выглядит в действительности этот случай с присыпкой песком. Идя по пустыне был обращен к вере молодой еврей, который потом тяжко заболел. Братия «крестили» его песком, а когда пришли к епископу Дионисию, тот велел крестить «крещенного» песком еврея в воде, ни во что признав крещение песком. http://chasovna.narod.ru/kresh.htm

И, ежели видит "думающий" православный християнин, ничем не обоснованные, отступления от правил апостольских и святых отец, должен задуматься, а не уклоняется ли сей поп в некую ересь?! На то нам БОГ дал разум, а ОН не желал нас видеть "роботами", думаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 5:00 pm 
http://3rm.info/28432-ponyatie-o-raskol ... ninov.html
ПОНЯТИЕ О РАСКОЛЕ, МОДЕРНИСТИЧЕСКИЕ ВЕЯНИЯ В ПРАВОСЛАВИИ. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Цитата:
Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковию, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах – уже ересь. Собственно раскольническими церквами могут быть названы в России только единоверческие церкви и церкви, находящиеся в ведомстве главных священников (бывших обер-священников). Первые отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства, а вторые не имеют над собою епископа, вопреки церковным правилам. К образованию первых послужило отчасти невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют; а к образованию вторых послужило протестантское направление некоторых частных лиц. В первых церквах заметен избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства, а во вторых избыток вольности, доходящий до крайнего небрежения и холодности. Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства – очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства. Когда же, напротив того, христианин к вере холоден и ее наружные обряды совершает с небрежением, то этим удаляет от себя Бога, Который желает, чтоб Его служители служили Ему со страхом и трепетом, и делается безбожником и еретиком.



Прочие раскольники в России должны быть признаны вместе и еретиками; они отвергли Таинства Церкви, заменив их своими чудовищными изобретениями; они уклонились во многом от существенного христианского вероучения и нравоучения; они совершенно отреклись от Церкви. ...


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 5:17 pm 
Не в сети

Зарегистрирован: Чт июл 04, 2013 7:43 am
Сообщения: 206
Вероисповедание: Православие
Староверы умирали не за то, что ввели троеперстие... Это еще люди может и пережили бы...
Но вот печально известный Собор 1666г., как известно, именно что проклял старые обряды...
Говорили ведь не так, что креститься 3 перстами - также правильно (что кстати далеко не факт), а говорили, что креститься 2 перстами - ересь!
Да какая разница сколько пальцев загибать для крестного знамения, если для спасения это не важно. Я уже сказал, есть калеки от рождения или те, кто увечья получили в жизни, они в принципе не могут никак сложить пальцы, так что на них нет Божьей благодати? Я понимаю если бы изменения касались основ Веры, но тут речь идет о малозначимой мелочи. Что стоило подумать, смириться и принять решение Собора?

И что было делать людям испокон веков к этому привыкшим, когда они вместе со своими предками, с Отцами Стоглавого Собора и всеми русскими святыми объявлялись еретиками-то?????

Кого же объявили еретиками?


[


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
СообщениеДобавлено: Пн авг 12, 2013 5:20 pm 
Вот что говорят, на что ссылаются честные старообрядцы.
http://www.staroobrad.ru/modules.php?na ... age&pid=90
Цитата:
К вопросу о принятии в старообрядческую Церковь крещенных через обливание


Писано в 1996 г. накануне Белокриницкого Собора.

Преосвященнейший владыко митрополит, святые владыки, честные отцы и братие!

В программу нынешнего Освященного Собора, которая обсуждалась на заседаниях Совета митрополии в октябре месяце сего года, был включен вопрос о чиноприеме приходящих в старообрядческую Церковь из новообрядчества. Насколько я знаю, вновь рассмотреть тот вопрос побудило некоторых наших духовных лиц (размышление) о том, что всех приходящих от новообрядцев надо повторно крестить в связи с давним и очень широким распро­странением у них обливательного крещения. Уверяют, что даже те их священники, которые в крещении погружает, сами в большинстве крещены обливательно. Нa этом основании отрицается и священный сан у таких священников, и все совершаемые ими таинства не вменяются за действительные.

Кажется странным обсуждать такой важный, требующий глубокого исследования вопрос в условиях Белой Криницы, где трудно найти необходимые священно-богословские и церковно-исторические книги. Дерзаю предложить вашему боголюбию некоторые святоотеческие и исторические свидетельства, которые прошу принять во внимание при выработке соборного постановления по этому предмету. Они собраны мною за многие годы работы в книгохранилищах Москвы.

Ни у кого из нас, древлеправославных христиан, не вызывает сомнения, что образ спасительного крещения, завещанный Господом Исусом Христом чрез св. апостолов, выражается в троекратном погружении в воде с призыванием лиц Святой и Единосущной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа (Матф,28.19-20). В ограждение сего священного предания Церковь еще в древнейшие времена изложила 50-е Апостольское правило против тех, кто вздумал бы искажать образ совершения таинства по некоторому еретическому мудрованию или по невежеству и небрежности. «Аще который епископ или презвитер не крещает в три погружения единем глашением, но во едино погружение в смерть Господню даемо, да извержется таковый. Нe рече бо Господь, в смерть мою крестите: но шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». В Иосифовской Кормчей на полях против этого правила есть заметка: «Во святом крещении крестящихся погружати, а не обливати». Эти слова не являются частью текста самого-правила, но прибавлены издателями. Обычно и мы, старообрядцы, понимаем это правило так, что оно совершенно запрещает обливательное крещение и даже наказывает за него извержением из сана. Но по своему прямому смыслу, а также, по толкованиям свв. отцов, оно направлено не против обливания, а против единократного погружения. Греческое слово «ваптисма», переводимое на наш язык и как «крещение», и как «погружение», во многих случаях означает омовение вообще, любым способом, например, именно это слово употребляется в 7-й гл. Евангелия от Марка, где речь идет об омовении рук, посуды, столов и т.д. Понятно, что столы омывают не через погружение, итак, в 50-м правиле свв. Апостол нет ясного и недвусмысленного запрещения крестить через троекратное возливание воды на крещаемого с призыванием Отца, Сына и Св. Духа, или же через неполное погружение в воде. Нет такого запрещения и в правилах 7 вселенских и 9 поместных соборов. Остается обратиться к преданию и живой истории Церкви, чтобы понять, как относились к обливательному крещению древние христиане, если текст правил не дает нам на это прямого ответа, позвольте привести некоторые примеры.

I. В рукописи 14-го века, найденной в Царьграде, сохранилось древнее христианское писание под названием «Учение 12-ти апостолов». Историки относят его запись к концу I-го или началу II-го века по Р.Х., т.е., к тому времени, когда был жив еще св. ап. Иоанн Богослов и некоторые другие «самовидцы Слову и слуги». Там сказано буквально следующее: «Крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды». Эта оговорка - на случай нехватки воды - могла быть определяющей во многих христианских общинах Месопотамии, Парфии, Персии, Аравии и других пустынных стран, где вода не везде и не всегда имеется в изобилии.

II. В 1930-е гг. недалеко от р. Евфрата, на территории нынешнего Ирака, производились археологические раскопки древнего города, название которого не совсем благозвучно по-русски, но я потом могу уточнить его для желающих. Результаты раскопок с фотоснимками публиковались в США и др. странах и ныне хорошо известны. Была найдена и тайная древнехристианская церковь, устроенная в частном доме в середине III-го века по Рожестве Христовом, в период гонения на христиан. В церкви имелась купель 65-ти см. высотой. Учитывая, что крестили в те времена чаще всего взрослых, приходится признать, что погружали их частично, но не с головой.

III. В книгах ученых, исследовавшие христианские храмы Сирии IV-V веков, т.е. тех времен, когда там подвизались преп. Ефрем Сирин, Симеон Столпник и др. святые мужи, на основании археологических находок показывается, что крещальни в этой стране имели, как правило, небольшие купели, где погрузиться полностью невозможно.

IV. По свидетельству многих св. отцов и церковных историков в древней Церкви было множество людей, которые откладывали крещение до какой-то тяжелой болезни, до крайней старости, и даже до смерти. Таковых приходилось крестить на ложе, естественно, обливательно. Они назывались "клиниками" от греч. слова «клини», т.е. ложе. В III-м веке по Р.Х. некто из клириков карфагенской церкви, по имени Магн, обратился к святителю Киприану Карфагенскому, вопрошая, является ли крещение таких лиц полным и благодатным. Св. Киприан ответил, что никого не должно смущать, что больные получают Божественную благодать через окропление или обливание, ибо само Писание чрез Иезекииля пророка говорит: «Воскроплю на вас воду чисту, и очиститесь от всех нечистот ваших». Таким образом, св. Киприан совершенно приравнял друг ко другу погружение, обливание и даже окропление. Хотя так уверенно в защиту обливания никто более из св. отцов не высказывался, но ни церковные соборы, ни отдельные авторитеты ни в чем этих утверждений священномученика Киприана не опровергли.

V. Известно правило 12-е Неокесарийского поместного собора, признающее нежелательным поставленне в священный сан человека, принявшего крещение на одре болезни. Но это правило оговаривается тут же: он может быть поставлен, если по крещении покажет примерную ревность в вере, способность к учительству церковному, или же если не будет другого достойного кандидата. Толкования на это правило ясно говорят, что препятствием к рукоположению в этом случае является не обливательная форма крещения, а то, что принято оно было не по доброму изволению, а как бы по принуждению болезни и страху смерти.

VI. В той же Карфагенской церкви во времена св. Киприана был учинен раскол неким священником, который в свое время крещен был в болезни через обливание, но потом достиг сана, и уже после отделения от Церкви был избран епископом среди своих приверженцев Называемые по имени своего начальника новацианами или кафарами (т.е. «чистыми»). Эти раздорники имели свои храмы, своих епископов и клириков по всей Римской империи. И крещение этих кафаров Св. Церковь принимала, как мы видим из I-го правила св. Василия Великого, невзирая на то, что их иерархия берет начало от епископа, крещенного обливательно.

VII. О тех же «клиниках», т.е. принимающих обливательное крещение на смертном одре, св. Иоанн Златоуст в своем первом огласительном слове говорит, что они принимают «равные дары благодати с другими», хотя и не равно расположение воли и приготовление к делу (Творения, т.2, ч.1, с.252-253).

VIII. Множество примеров обливательного и окропительного крещения содержатся в житиях свв. мучеников. Через окропление дождем с неба, сошедшим по молитве святых, крещены: свв. мчч. Ипатий и Феодул (память 18 июня), сострадальцы св. мч. Акиндина (2 ноября), мч. Филимон (14 декабря) и муч. Гаведдай, мощи которого, как утверждают, находятся здесь, в Белокриницком монастыре (29 сентября). Св. священномученик Власий (11 февраля) крестил уверовавших людей, кропя водою из котла, в который его посадили, чтобы сварить заживо. Это все, конечно, особые случаи, но в житии свв. мчч. Мины, Евграфа и Ермогена (10 декабря) говорится о том, как не в темнице, не в предсмертный час, а на свободе св. Ермоген был крещен египетскими епископами через возливание воды на голову. Вскоре св. Ермоген был поставлен епископом Александрийским. Ясно, что св. Церковь всегда признавала крещение этих свв. мучеников действительным и благодатным.

IX. Одно из первых крещений на русской земле, согласно Житиям святых, было совершено св. муч. Василием, епископом херсонесским (7 марта). В начале III-го века по Р.Х. тело умершего мальчика было трижды полито из сосуда водою со словами молитвы крещения. Умерший ожил и стал первым христианином города Херсонеса. (Он же называется также Херсон и Корсунь). В этом городе принял св. крещение и просветитель Руси - св. равноапостольный кн. Владимир.

Все эти свидетельства о мучениках находятся не только в печатных изданиях Миней Дмитрия Ростовского, но и в древних рукописях греческих и русских, многие из которых я видел своими глазами.

X. Крещение киевлян в реке Почайне князем Владимиром, согласно древней русской летописи прп. Нестора, совершалось так: «Влезоша в воду и стояху овы до шии, а друзие до персий, младии же по перси от берега, друзии же младенцы держаще, съвершении же бродяху; попове же: стояще молитвы творяху».

XI. Случаи обливательного крещения не были редкостью на Руси. В 1274 г. состоявшийся во Владимире собор епископов русской Церкви во главе с митрополитом Кириллом указывал: «Более да не обливают никогоже, но да погружают». Через 100 лет митрополит Киприан опять настаивал на том, чтобы «не обливати водою, якоже латины творят, но погружати». В следующем XV веке то же самое приходилось писать во Псков митрополиту Фотию. Веками наши святители не могли добиться того, чтобы священники повсеместно крестили погружательно. В середине XVI века об этом напоминал уже Стоглавый собор (гл.17). И даже реформаторский собор 1666-67гт. был вынужден повторить запрещение крестить обливательно. Если бы обливание было изжито в Русской Церкви, об этом не понадобилось бы так часто напоминать. Примечательно, что во всех этих соборных постановлениях и святительских посланиях - нигде не предписывается крестить второй раз тех, кто был окрещен обливательно.

XII. В 1276 г. в Цареграде собор епископов отвечал на вопросы епископа Феогноста Сарайского, имевшего столицу в городе Сарай - столице татарской Золотой Орды. Этот собор разрешил при недостатке воды в степных условиях крестить через обливание, что было записано даже в некоторых сохранившихся доныне древлеписьменных Кормчих.

XIII. Что касается самого слова «погружение», то под этим не всегда разумелось полное погружение с головой.

В русских рукописных служебниках XVI-го века встречается указание слабого младенца погружать до шеи, а сверху на голову возливать рукой теплую вoдy. Это указание в начале XVII века было повторено в печатном Потребнике, вышедшем по благословению Гедеона, епископа львовского (1606); в Потребниках, изданных в Москве по благословению патриарха Иова (1602), а также между патриаршеством Ермогена и Филарета (1616). Строгое указание на необходимость погружать с головой любого младенца, даже и слабого, впервые появляется только в Большом Потребнике патриарха Филарета (1626) г. Но о перекрещивании тех, кто был крещен по прежде изданным Потребникам через неполное погружение, никто никаких указаний не делал.

XIV. Что касается чиноприятия римских католиков-обливанцев в Восточную Церковь, то оно совершалось по-разному. Известно, что у латин ко времени разделения Восточной и Западной Церквей крещение в большинстве стран совершалось уже не в три погружения. Римские папы, начиная со Стефана II-го (8-й век), разрешали обливание уже без всяких особых обстоятельств, а в Испании и в некоторых других странах еще с VII-го века утвердилось единократное погружение. Несмотря на это, Восточная Церковь не перекрещивала латин. Патр. антиохийский Феодор Вальсамон (XII век), один из известных толкователей церковных правил, например, считал, что для присоединения латинов к православию достаточно только отречения от новоизмышленных догматов. Таких же взглядов был блаж. Феофилакт Болгарский (XI век), составитель кратких толкований на Евангелие, вошедших в книгу «Благовестник», еп. Иоанн Китрожский (тоже известный греческий канонист, правила которого вошли в Номоканон) и некоторые другие. Однако вследствие углубления противоречий между Востоком и Западом, непримиримой враждебности Рима к Православию, более общепринятым на Востоке порядком стало принятие от латин через миропомазание. Свидетельствуют об этом святые мужи: святитель Нифонт, еп. новгородский (в ответах Кирику) (II век), св. Савва, архиеп. сербский (XIII век - см. в Житии его), св. Марк Ефесский (XV век - в своих полемических писаниях против латинян). Миропомазание приходящих от латин было подтверждено на Константинопольском соборе 1484 г. при патр. Симеоне. Таким чином принимали их в XVI и в XVII веках во всех греко-восточных Церквах, на Украине и в Белоруссии. Только в Московской Руси принято было в это время принимать их через полное крещение, однако это делалось по обычаю, а не по утвержденному закону, и, вероятно, не всеми. Горячим сторонником крещения латин был св. патр. Ермоген. Митрополит Иона Сарский и Подонский повелел московским священникам принять двух поляков через миропомазание на основании указаний св. Нифонта Новгородского (XI в.). Это вызвало гнев патр. Филарета, который собрал собор в том же году против Ионы, где было строжайшим образом постановлено всех приходящих от латин полностью крестить с подробнейшим проклинанием ересей. «Соборное изложение» патр. Филарета и чин принятия «от латинской ереси» печатался во всех московских больших потребниках до самого времени никоновских реформ, когда в 1657 г. было постановлено присоединяющихся от римской церкви миропомазывать без повторного крещения.

«Соборное изложение» патр. Филарета легло в основу отношения почти всех старообрядцев к поливательному крещению. Именно опираясь на этот документ наша Церковь, продолжая традицию первых московских патриархов, подвергает полному крещению всех, кто был крещен обливательно или окропительно (даже и во имя Св.Троицы) в новообрядческой, католической, армянской и др. церквах. Следование преданию патриархов, конечно, похвально, но встает вопрос: насколько сами наши патриархи в данном случае следовали вселенской церковной традиции? Несомненно, патр. Филарет знал, что иеросалимский патр. Феофан, возводивший его на. престол, или патр. Иеремия Константинопольский, посвящавший первого на Руси патр. Иова, с его решением были бы несогласны. Ни одна церковь за пределами Московского государства никогда его правилами не руководствовалась.

Даже и нам, русским, эти правила не могут казаться совершенно безупречными. Например, Филарет вменяет латинам в ересь любые проявления тогдашней западной безнравственности и бездуховности, которые не связаны с католическими догматами, а отражают забвение христианства вообще. Многие из проклинаемых при чиноприеме от латин суеверий и безобразий давно вошли и в Россию, и от них несвободны даже некоторые старообрядцы. Но это же не доказывает того, что старообрядцы приняли латинские ереси. Далее, у Филарета имеются, очень странные указания, которым и мы сами никогда не следуем. Например, тех, кто был крещен обливательно и миропомазан, он велит снова крестить, но уже без миропомазания. В филаретовском чине крещения младенцев указано для каждого младенца весь чин молитв и священнодействий совершать отдельно, т.е. крестить нескольких младенцев сразу не разрешается. Именно у Филарета впервые печатно утверждается невозможность крестить нескольких человек в одной воде. Можно ли утверждать, что Соборное изложение 1620г. дано на вечные времена, непогрешимо, неизменяемо и имеет авторитет больший, чем решения древних соборов, учения многих св. отцов, и многочисленные свидетельства христианской древности? Впрочем, даже и оно не дает достаточных оснований для перекрещивания новообрядцев. Если внимательно прочесть все «'Соборное изложение», оно настаивает на перекрещивании латинян и униатов не именно за обливание. О поливательном крещении у латинян знали все: и греческие патриархи, и украинские ревнители православия, составившие против латин известную у нас «Книгу о вере», и митрополит Иона, против которого выступил Филарет, и все они принимали крещение латинян за действительное. Чтобы доказать обратное, патр. Филарету пришлось привести список из множества латинских ересей, которые он искусственно связывает с учениями самых тяжких еретиков древности. А раз крещение от этих еретиков Церковью не принималось, значит, и латинское крещение «несть крещение, но паче осквернение». Причем за ереси выдаются некоторые римские обычаи, существовавшие с древних времен, описанные у признаваемых в православии латинских отцов - Киприана, Августина, Амвросия Медиоланского, Иеронима, Григория Великого и других, во времена кот­орых никто эти обычаи не называл еретическими, «жидовскими» и «проклятыми». Насколько справедлив такой подход к католикам, а, тем бо­лее, к новообрядцам, стоит серьезно размыслить. Патр. Филарет велит крестить заново и тех "белорусцев", которые хотя исповедуют и "гре­ческую веру", но крещены обливательно. Но тех русских людей, кото­рые в его же патриархии, в Московском государстве, были крещены не через полное погружение (не по ереси, а по болезни, по небрежению или иной какой причине) - он не предписывает погружать заново. А что такие были в течение многих веков, уже обстоятельно доказано.

К установившемуся у нас мнению, что греческая Церковь приходящих к ней от латинства, как обливанцев, повелевает крестить, надо сделать уточнение. Как было уже сказано, с XI по XVII век латиняне принимались греками через миропомазание. Только в 1756г. Константинопольский собор, меняя веками сложившийся порядок, объявил: «Мы... считая противным всему апостольскому преданию и как произведение развращенных людей все, что происходит у еретиков, и что совершается не так, как заповедано Духом Святым и апостолами и как это совершается ныне в Христовой Церкви, - общим постановлением отметаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков... принимаем как неосвященных и некрещеных...». (Цит. по кн.: Афанасьев Н. Вступление в церковь. М., 1993 г., с. 143). Взгляды на еретическое крещение, выраженные этим собором, противоречат общему духу церковного предания и близки к учению наших беспоповцев. Филаретовский собор 1620 г. состоялcя вскоре после окончания войны с поляками, в обстановке крайнего озлобления русского народа против иноземцев, и особенно поляков-католиков; так же и Константинопольского собор 1756 г. был вы­зван резким возмущением греков против иезуитов, которые использовали свое влияние при турецком дворе для борьбы с православием. Праведный гнев, владевший сердцами русских и греков в обоих этих случаях, был, однако, не лучшим советчиком при вынесении канонических решений. Я думаю, что подражать таким невыдержанным, односторонним, предвзятым решениям - значит сознательно способствовать не уврачеванию, но углублению раскола, что совершенно не соответствует духу Святого Евангелия.

Итак, приведенные свидетельства показывают, что общим преданием Христовой Церкви во все время ее существования обливательное креще­ние, даже совершенное кроме крайней нужды, признавалось за действительное, если совершалось во имя Св. Троицы. Этот вывод не клонится к тому, чтобы вводить в старообрядчестве обливательное крещение. Необходимо строго сохранять преданную нам от апостолов строго-каноничную и символически-полную трехпогружательную форму крещения, которая во всей древней Церкви, несомненно, была наиболее общей и полнее всего выражает такие важные, догматы, как Воскресение Господа нашего Исуса Христа и искупление человечества. Но как относиться к обливательному крещению, уже совершенному кем-то и по какой-то причине, принимать его или не принимать,- об этом прошу судить Освященный со­бор на основе Священного писания, предания вселенской Церкви и сви­детельств церковной истории.

Иерей Сергий Дурасов


Вернуться к началу
  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 258 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 18  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 231


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }