 |
Чёрная Сотня |
 |
Зарегистрирован: Чт май 19, 2005 3:00 am Сообщения: 94185
|
Это - не мой материал, а тот, на который Сергий давал ссылку. Считаю его важным поэтому помещаю в тему.
Знаменитые Евреи Турции Андрей Зелев 1) Ашкенази, Шломо бен-Натан — придворный врач польского короля Сигизмунда II и турецкий дипломат, р. ок. 1520, ум. в 1602. Потомок немецкой семьи, осевшей в Удине, он в ранней юности прибыл в Краков, как кажется, в свите жены Сигизмунда, и благодаря своим знаниям занял место главного королевского врача. Позже он вернулся в Константинополь, где, находясь в штабе великого визиря Магомета Соколли, дававшего ему важные поручения, выдвинулся в качестве дипломата. Во время войны Турции с Венецией из-за Кипра (1570) Ашкенази принимал участие в предварительных переговорах о мире. Турция имела очень сильное влияние на избрание польского короля в 1572 Ашкенази, фактически заведовавший в то время внешней политикой Турции, решил вопрос в пользу Генриха Анжуйского и склонил на его сторону великого визиря. Когда Генрих сделался королем Польши, Ашкенази написал ему: "Я оказал Вашему Величеству очень важную услугу, содействовав Вашему избранию. Все, что было сделано для этого, было выполнено мной". Отчасти благодаря влиянию Ашкенази был отменен декрет 19 июля 1573 об изгнании евреев из Венеции. В 1576 Ашкенази был назначен чрезвычайным послом в Венецию с полномочием заключить мир. Но республика не хотела принять еврея, и только ввиду настояний великого визиря Ашкенази был наконец признан Венецией и принят в торжественной аудиенции; он подписал выгодный для Турции мирный договор. Жена Ашкенази обладала некоторыми сведениями по медицине; после смерти мужа она была призвана к султану Мохаммеду III, заболевшему оспой. Сын Ашкенази, Натан, приехал из Константинополя в Венецию в 1605 и был с почётом встречен дожем Гримани.
Шломо Ашкенази добился в 1591 назначения Иммануэля Арона воеводой Молдавии.
***
2) Иосиф Наси (герцог Наксосский) — турецкий государственный деятель и финансист; р. в Португалии в начале XVI в., умер в Константинополе 2 августа 1579. Отец его, вместе с другими членами своей семьи бежавший от религиозных преследований из Испании в Португалию, ум. в конце ХV в. в молодых годах.
Спасаясь, в свою очередь, от преследований, Иосиф вскоре эмигрировал из Португалии в Антверпен. Здесь, вместе со своим дядей и другим родственником, он учредил крупный банкирский дом. Благодаря своей прекрасной наружности и приятному характеру, а также широким коммерческим связям его банкирского дома, он вскоре привлек к себе симпатии знати и даже королевы Марии, регентши Нидерландов, сестры Карла V. Тем не менее, вынужденный и здесь скрываться под маской христианина, он вместе со своей тёткой Грацией решил эмигрировать в Турцию. С громадными трудностями они прибыли в Венецию в 1549, в это же время Иосиф и обратился к Венецианской республике с просьбой отвести один из соседних островов, где изгнанники могли бы найти себе убежище и куда мог бы быть направлен поток еврейской эмиграции из Португалии. В этой просьбе ему было отказано. Между тем Грация, по проискам своей племянницы, была заключена в тюрьму, и её имущество было конфисковано республиканским правительством.
Иосиф же, по приглашению султана Сулеймана II (1520—1566), прибыл в Константинополь и, под покровительством влиятельного придворного врача Моисея Гамона, успел заинтересовать султана в тех коммерческих и финансовых выгодах, которые Турция могла бы получить в связи с переселением в её пределы семьи Наси и других богатых еврейских домов. Вследствие этого султан отправил посла в Венецию с поручением освободить Грацию и её имущество, что ему и удалось после долгих препирательств с венецианским правительством.
В Константинополе Иосиф получил наконец возможность открыто исповедовать Иудаизм.
Он женился на дочери Грации, красавице Рейне (см. ниже). Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе султана Сулеймана. Во время борьбы из-за престолонаследия между двумя сыновьями Сулеймана, Селимом и Баязидом, Иосиф с самого начала принял сторону первого. Одержав победу над своим соперником, Селим назначил Наси членом своей почётной стражи. После того как Сулейман отдал Наси Тивериаду (в «Палестине») и 7 других меньших соседних местностей в собственность исключительно для еврейской колонизации, Наси послал в Тивериаду для восстановления стен города Иосифа ибн-Адрета, снабдив его султанским фирманом и деньгами. Несмотря на противодействие рабочих-арабов, стены были восстановлены в 1565 г. при помощи дамасского паши.
В интересах развития промышленности в «Палестине» Иосиф ввёл культуру тутовых деревьев для разведения шелковичных червей и организовал ввоз венецианских тканей. В это же время он обратился с воззванием к евреям, в котором заявлял, что все гонимые, желающие заниматься земледелием или ремеслами, могут найти убежище в новой еврейской общине. Своим приглашением он имел в виду, главным образом, евреев римской Кампании, которые сильно страдали под господством папы Павла IV (1555—59) и которые должны были быть доставлены из Венеции в Тивериаду на кораблях Иосифа. Маленькая община Кори в Кампании, насчитывавшая около 200 человек, решила эмигрировать в Тивериаду в полном своем составе. Стремление к переселению в новую Тивериаду ещё более усилилось после издания Пием V известной буллы (1569), которой евреи изгонялись из Папской области. Вследствие этого община Пезаро отправила из Венеции корабль со 102 еврейскими эмигрантами, но он попал в руки мальтийских пиратов, которые продали евреев в рабство.
Со вступлением на престол в 1566, после смерти Сулеймана, Селима, влияние Иосифа достигло своего зенита. Новый султан пожаловал ему герцогское достоинство и отдал Наксос, Андрос, Мило, Сарос, Санторину и другие Кикладские о-ва, которые отныне принадлежали правителю Наксоса.
Иосиф желая избегнуть недовольства со стороны греческого населения островов взимал очень незначительные налоги, так как и сам ежегодно уплачивал туркам весьма умеренную налоговую сумму в 14000 дукатов.
Селим даровал ему также сбор пошлин с вин, ввозимых в Турцию через Чёрное море.
Несмотря на зависть и происки великого визиря Мохаммеда Соколли, Наси имел такое сильное влияние на Селима, что представители европейских держав нередко видели себя в необходимости искать поддержки у Иосифа. Когда германский император Максимилиан II (1564—76) пожелал заключить мир с турками (1567), он не преминул направить своего посла Веранция с подарками к Наси, ставя его наряду с другими высшими придворными сановниками. Однако Веранций не только не отдал Наси предназначенных ему подарков, но ещё сам сделал у него денежный заем. В 1571 император написал Наси собственноручное письмо. В 1566 Наси стал поощрять протестантские штаты в Антверпене к сопротивлению католическому королю Испании, намекнув на враждебное отношение Селима к этой стране. Вследствие этого Вильгельм Оранский (1569) отправил Наси конфиденциальное письмо, в котором, извещая о готовящемся в Голландии восстании против испанского владычества, просил побудить султана объявить войну Испании, чтобы, т.о., последняя была вынуждена отозвать свои войска из Нидерландов. Иосифу, однако, не удалось добиться объявления войны.
Наси вёл дружественную переписку с Сигизмундом-Августом II, королём польским, который в 1570 занял у него крупную сумму денег, предоставив ему за это широкие торговые привилегии, несмотря на протест города Львова.
Когда в сентябре 1569 вспыхнул большой пожар в арсенале Венеции, Наси, тотчас же осведомленный об этом, поспешил убедить султана приступить к давно лелеемому им плану завоевания Кипра. После настойчивых представлений султан в конце концов был вовлечён в войну с венецианцами и отнял у них Кипр в 1571. Рассказывают, что Селим, в упоении своей победой, обещал Иосифу титул кипрского короля и что Иосиф даже поместил на своём доме герб с изображением острова и собственного имени под ним. Но Селим не исполнил обещания.
В 1569, чтобы наказать Францию, которая в течение многих лет всячески уклонялась от уплаты 150000 скуди, причитавшихся семье Наси, султан разрешил Иосифу захватить французские корабли, плавающие в турецких водах. Иосиф успел овладеть несколькими французскими кораблями в Александрийской гавани и, несмотря на протест, предъявленный Порте французским послом, продал их груз для покрытия долга. Французское правительство, желая отмстить за причиненное ему унижение, подкупило некоего еврея Давида, который возвёл на Наси обвинение в государственной измене, но клевета была обнаружена.
Со смертью Селима (декабрь 1574) Наси утратил своё политическое влияние, но сохранил все свои должности и доходы. Остаток своей жизни он провёл в уединении своего замка Бельведер. Наси умер бездетным, и после его смерти все имущество было захвачено султаном Мурадом.
***
3) Наси Рейна — герцогиня наксосская, жена Иосифа Нас (см. выше); р. в Португалии, единственная дочь маррана Франциско Мендес-Наси и Грации Мендесии (Беатриче де Луна). Жила с матерью в Антверпене, затем в Венеции; в 1552 уехала с ней в Константинополь, где вышла замуж за своего кузена Иосифа Наси. После смерти супруга Рейна, не имевшая детей, пожертвовала своё состояние в 90000 дукатов на дело еврейского просвещения. В 1593 она открыла в Бельведере, близ Константинополя, типографию, находившуюся под управлением Иосифа бен-Исаака Аскалони и переведённую в 1597 в деревню Куру-Чесмэ, близ Константинополя, на европейском берегу Босфора.
***
4) Грация Мендес (Беатриса де Луна) — известная благотворительница из испанской фамилии Бенвенисте; р. ок. 1510, вероятно в Португалии, ум. в 1569 в Константинополе. Будучи из семьи маранов (насильственно крещённых евреев), она вышла замуж за марана Франциска Мендес-Наси, который владел крупным банком в Лиссабоне.
Муж скоро умер, а Мендес, понимая, что дальше оставаться в Португалии опасно из-за инквизиции, вместе с дочерью Рейной и несколькими родственниками бежала в 1536 в Антверпен, где её деверь Диего Мендес стоял во главе отделения Лиссабонского банка; здесь Мендес не чувствовала себя свободно; она не выносила двусмысленного положения, в котором находились «новые христиане», вынужденные притворяться добрыми католиками. Только в 1549 ей удалось уехать в Венецию с дочерью, овдовевшей сестрой и дочерью последней. По завещанию Диего, деверя и мужа её младшей сестры, Мендес была назначена опекуном его дочери и должна была до вступления в брак последней заведовать её имуществом.
Младшая сестра, тяготясь опекой, донесла на Мендес венецианским властям, что та намерена бежать в Турцию, чтобы там открыто перейти в еврейство. Сестра донесла также и французскому правительству, во владениях которого находилась большая часть имущества Мендес.
Вследствие этих происков и французский король, и венецианский сенат конфисковали все имущество фамилии Mендес, а Грацию заключили в Венеции в тюрьму.
Её племянники, гл. обр. энергичный Иосиф Наси (см. выше), который также был зятем Грации, всеми силами старались освободить её и спасти её имущество. Они обратились к султану Сулейману, разъяснив ему, что одна вдова имела намерение перевести много сокровищ в Турецкую империю, но что ей помешала Венецианская республика. Моисей Гамон, врач султана, также взялся за дело, рассчитывая, что наследница богатой Грации выйдет замуж за его сына. Был отправлен из Турции посол со специальным поручением потребовать от синьории, чтобы та отпустила заключенную женщину из маранов в Турцию со всем её имуществом и окружающими. Т.о., Мендес без её ведома послужила поводом к войне, возгоревшейся между Турцией и Венецией. Переговоры тянулись 2 года. Тем временем Мендес освободили (1550), и она отправилась в Феррару, где объявила себя еврейкой. В 1552 она переселилась с дочерью Рейной в Константинополь, где открыто исповедовала Иудаизм. Её сестра последовала за ней.
Грация Мендес славилась своим благородством и пользовалась чрезвычайным почетом. Она много жертвовала на помощь единоверцам. Она принесла также большие жертвы, чтобы помешать введению инквизиции в Португалии, и была "ангелом-хранителем" маранов. Поэт Самуил Ускве, посвятивший ей своё португальское произведение "Consola;am as Tribula;oes de Israel", прославляет её, как "сердце её народа". Она помогала обедневшим маранам во Фландрии и других странах. Мендес обратилась с просьбой к султану, помешать жестокостям фанатика папы Павла IV, который присудил к сожжению много маранов. Современные раввины прославляли благочестие, любовь к людям и благородство души, с каким она основывала синагоги и помогала еврейским богословам. Синагога, которую она построила в Константинополе, до сих пор носит её имя. Мендес выдала замуж свою племянницу Грацию Мендесию II за племянника Самуила Наси; портрет этой Грации в возрасте 18 лет был выгравирован на медали Джиованни Паоло Поджини из Феррары и хранится в кабинете медалей в Париже.
***
5) Эстер Киера (Хандали) — любимица султанши Баффы, жены султана Мурада III и матери Магомета III; ум. в 1600. Вдова некоего Илии Хендали.
Киера благодаря положению при Баффе играла руководящую роль в политике турецкого государства. Многие важные дипломатические поручения, а также назначения по военной и гражданской администрации зависели от неё. Долголетняя деятельность её при трех султанах: Сулеймане II, Мураде III и Магомете III, свидетельствует об её выдающихся способностях.
Представители европейских держав часто обращались к Киере за различными концессиями, называя её в документах "Kiera", "Chiera", "Chierara", "Chirazza", "Chiarazza".
В конце жизни Киера, по-видимому, приняла ислам и имя Фатима (как обозначено в фирмане, пожалованном её потомкам Османом II в 1618). Исключительное положение при дворе создало ей много врагов, и она пала жертвой заговора.
Еврейские историки, современники Киеры, восхваляют её за отзывчивость к еврейским интересам. Она поддерживала еврейских писателей. Летопись Закуто "Juchasin" была опубликована врачом Самуилом Шуламом на средства Киеры. Исаак Акриш также пользовался её поддержкой.
***
6) Авраам де Кастро — "челеби" египетских евреев, живший в 16 в. в Каире. Благодаря богатству и щедрости Кастро пользовался большим уважением среди евреев, а также влиянием при дворе. Он заведовал монетным двором в Египте от имени турецкого султана Солимана. Верность султану навлекла на К. и на евреев Каира гнев Ахмеда Паши, вице-короля Египта. Кастро, бежавший из Каира, позже вернулся и выхлопотал для общины фирман султана.
***
7) Саббатай Цви (1626, Измир, – 1676, Дульциньо) — лжемиссия, основатель секты дёнме, центральная фигура самого крупного в еврейской истории (после восстания Бар-Кохбы) мессианского движения. Родился 9 ава, в субботу, поэтому, в соответствии с местным обычаем, получил имя Саббатай (Шабтай). Его отец, Мордехай Цви, был выходцем из Пелопоннеса, видимо, из ашкеназской семьи. В молодости отец Саббатая Цви перебрался в Измир, где разбогател, ведя торговые дела с еврейскими купцами из Европы. 2 других его сына, Элияху и Иосеф, также были богатыми торговцами.
В юности Саббатай Цви получил хорошее еврейское образование. Его учителем Талмуда был р. Иосеф Эскапа (1570–1662), выдающийся законоучитель, автор комментария на Шулхан арух «Рош Иосеф», респонсов и труда о Маймониде.
Уже в юном возрасте Саббатай Цви именовался «хахамом» и получил смиху. К 16 годам Саббатай прекратил занятия с учителями и стал заниматься самостоятельно, в полном уединении, соблюдая посты, ритуальные омовения и учась по ночам. Помимо Талмуда, основным предметом изучения были книги каббалы, гл. обр. Зохар. По-видимому, в этот период Саббатай Цви уделял мало внимания книгам каббалистов из Цфата, учение которых, особенно лурианская каббала, сыграло потом значительную роль в становлении саббатианской идеологии.
Два брака Саббатая Цви (между 1646 и 1650) окончились скорым разводом, поскольку из-за его аскетизма оказались чисто формальными.
В среде каббалистов получило широкое распространение основанное на пророчестве Зохара мнение, что 1648 (5408 по еврейскому летосчислению) должен стать годом пришествия Мессии и освобождения евреев от тягот галута. Однако 1648 принёс не избавление, а погромы Б. Хмельницкого на Украине, которые потрясли еврейский мир и были истолкованы как «муки, предшествующие приходу Мессии» (хевлей Машиах). Эти обстоятельства, видимо, сказались на Саббатае, который пережил в 1648 мистические откровения, убедившие его в том, что именно он и есть долгожданный Мессия.
Определенную роль здесь сыграло семейное предание, возводившее род Саббатая Цви к царю Давиду, а также тот факт, что Саббатай родился 9 ава, когда, согласно Аггаде, положено родиться Мессии. К этому времени вокруг Саббатая Цви сложилась группа единомышленников, которым он сообщил о своем предназначении. Очевидно, именно тогда он начал проповедовать открывшуюся ему «тайну Божества», многочисленные упоминания о которой в саббатианской литературе свидетельствуют о влиянии на Саббатая Цви теологической концепции книги Зохар. Патологические проявления психики Саббатая Цви — резкие и внезапные перемены настроения, постоянные переходы от состояния душевного подъема, экзальтации к тяжелой и болезненной меланхолии, депрессиям — отразились на характере его мистицизма и на идеологии и судьбе саббатианского движения. Последователи Саббатая Цви интерпретировали такую смену настроений в терминах теологии и придавали глубокий мистический смысл противоречивым состояниям духа учителя, называя периоды воодушевления «великим озарением», а меланхолические настроения «падением» или «сокрытием Божественного Лика». В моменты экзальтации поведение Саббатая Цви определялось исключительно «голосом свыше», и в это время он совершал порой такие поступки, которые шли вразрез не только с общепринятыми нормами поведения, но и с требованиями Галахи, например, он публично произносил по буквам Имя Божье. За очередную эксцентричную выходку, о которой не сохранилось достоверных свидетельств, Саббатай Цви был изгнан из Измира (в начале 1650-х).
Несколько лет Саббатай Цви скитался по еврейским общинам Греции, сравнительно долго жил в Салониках, откуда решением местных раввинов также был изгнан после того, как совершил церемонию своего бракосочетания с Торой и другие акты, признанные кощунственными. В 1658 он девять месяцев жил в Стамбуле, где, как и в Салониках, приобрёл большое число друзей и почитателей, но был снова изгнан, т.к. не только отпраздновал Песах, Шаву‘от и Суккот в течение одной недели, но и провозгласил отмену мицвот, произнеся кощунственную бенедикцию маттир эт ха-иссурин (`разрешающему запрещенное`) вместо маттир асурим (`освобождающему узников`). Саббатай Цви вернулся в Измир и оставался там до 1663.
В 1662–63 он совершил паломничество в Иерусалим, посетив по пути еврейские общины Родоса и Каира, где завязал важные для него контакты, в частности, с Рефаэлем бен Иосефом Хином, богатым откупщиком государственных пошлин и каббалистом, признанным лидером еврейской общины Египта (по-турецки челеби, `благородный господин`). С осени 1663 до весны 1665 Саббатай Цви жил в Каире, где в марте 1664 женился на ашкеназке Саре, которая потеряла во время погромов 1648 родителей и в 7 лет возрасте оказалась в католическом монастыре, откуда вскоре бежала, не желая принять христианство. Долго скитаясь по еврейским общинам Европы, экзальтированная девушка, прослывшая блудницей, пришла к убеждению, что ей суждено стать женой Мессии. Когда в Италии до неё дошли слухи о Саббатае Цви, она отправилась искать его в Каир.
История саббатианства как массового мессианского движения началась со встречи Саббатая Цви с Натаном из Газы в 1665. Ещё до знакомства с Саббатаем Цви этот молодой раввин и каббалист пользовался славой провидца, которому ведомы тайные пути к исправлению (тиккун) каждой души. Глубоко уверовав в высокое предназначение Саббатая Цви, Натан сумел убедить его в этом и рассеять все его сомнения и страхи. Он объяснил постоянную смену настроений Саббатая Цви, живописав в терминах каббалы духовные борения Мессии, которому предназначено воспарять к вершинам Божественной святости и низвергаться в глубочайшие бездны профанической изнанки мироздания. Натан из Газы обнародовал апокрифический текст, приписываемый Аврахаму хе-Хасиду, современнику Иехуды хе-Хасида (примерно 1150–1270), где содержалось предсказание о рождении и мессианском предназначении Саббатая Цви. С этого апокрифа ведет свое начало саббатианская литература.
17 сивана 5425 (31 мая 1665) в Газе Саббатай Цви публично провозгласил себя Мессией. Весть о приходе Мессии стремительно распространилась по Эрец-Исраэль и, подкрепленная авторитетом Натана и его посланцами, привлекла к Саббатаю Цви множество сторонников. Распространившийся за пределы Эрец-Исраэль слух об избавителе Израиля привлек в Эрец-Исраэль множество паломников из общин Ближнего Востока. Последователи Саббатая Цви, в первую очередь Натан, развернули интенсивную вербовку сторонников Саббатая Цви; письма, в которых прославлялся Саббатай Цви и его миссия среди еврейского народа, передавались из рук в руки, переходили из одной еврейской общины в другую.
Из Газы Саббатай Цви, окруженный ближайшими единомышленниками, направился в Иерусалим, чтобы основать свою резиденцию в городе, где впоследствии должно будет открыться все великолепие славы Мессии. Натан, пророк и идеолог молодого движения, остался в Газе и оттуда в страстных посланиях призывал еврейский народ встретить своего Мессию глубоким покаянием, очищающими тело и душу подвигами аскетизма, которые облегчат евреям путь к окончательному избавлению. Столкнувшись с сильным сопротивлением наиболее авторитетных раввинов Эрец-Исраэль, Саббатай Цви внезапно покинул Иерусалим и обосновался в Измире.
Город, где прошли детство и юность Саббатая Цви, встретил его восторженно. Уже умерли былые гонители лжемессии, в том числе и главный его противник (бывший учитель) Иосеф Эскапа; сторонниками и пропагандистами мессианской идеи выступили родные братья Саббатая Цви, а также друзья его юности, с которыми он некогда изучал каббалу и которые стали к этому времени одними из самых уважаемых членов еврейской общины Измира. Именно здесь впервые в полную силу проявилась исключительная способность Саббатая Цви воздействовать на людей, воспламенять их и делать своими горячими поклонниками.
Приверженцами Саббатая Цви стали не только все простолюдины, но и большинство образованных раввинов Измира. Энтузиазм масс был настолько силён, что даже те, кто в душе сохранил сомнения, считали своим долгом явиться к Саббатаю Цви и удостоиться чести поцеловать ему руку. В это время лжемессия воздерживался от значительных реформ еврейского ритуала: единственным его нововведениями были отмена поста 10 тевета и замена официальной молитвы за султана Турции молитвой за Саббатая Цви как мессианского царя-избавителя.
Саббатай прибыл в Измир в середине 1665 и превратил этот город в столицу еврейского мессианского движения. Письма идеологов саббатианства, подкрепленные рассказами очевидцев, моментально возникшие легенды и сообщения о стихийных пророчествах, подтверждающих роль Саббатая Цви, распространялись по Европе, достигая весьма удаленных от Измира городов Италии, Голландии, Германии и Польши.
Измученное тяготами повседневного существования, беспрерывными преследованиями, постоянными войнами и эпидемиями, потрясенное последствиями погромов Хмельницкого еврейство Европы восприняло весть о Мессии с упованием и надеждой. Даже те, кто проявлял известный скептицизм по отношению к саббатианству, считали, что это движение может привести к облегчению участи евреев в мире.
Весть о еврейском Мессии с интересом восприняли и многие христиане, так как с приближающимся 1666 г. христианский мир связывал апокалипсические чаяния, а перед концом света ожидалось восстановление еврейского царства на Святой земле. Многочисленные паломники, представители и посланцы разных еврейских общин посещали Измир и, возвратившись домой, становились активными пропагандистами мессианской роли Саббатая Цви. Ожидание чудес, которыми должно было сопровождаться пришествие Мессии, быстро достигло исключительной напряженности. Многие евреи, поддавшись проповеди Натана из Газы, серьезно готовились к переселению в Эрец-Исраэль, в грядущее царство Мессии, продавали свое имущество и собирали припасы в дорогу.
В конце концов, мессианское движение столкнулось с государственной властью Турции. Центральные власти располагали сведениями о деятельности Саббатая Цви в Измире, но сначала заняли выжидательную позицию. В конце 1665 лжемессия с ближайшими последователями отплыл из Измира в Стамбул, чтобы убедить султана восстановить еврейское царство в Эрец-Исраэль, в котором намеревался царствовать над возвратившимися из тысячелетнего плена двенадцатью коленами Израилевыми. Основой для этих ожиданий служили пророчества Натана из Газы о бескровной победе Мессии, чей путь к господству над миром будет устлан Божьими чудесами.
В начале февраля 1666 корабль Саббатая Цви был захвачен турками в Мраморном море близ Стамбула; арестованного лжемессию препроводили с корабля на берег, где его приветствовала толпа евреев и любопытствующих мусульман. Султана в это время не было в Стамбуле, и суд над Саббатаем Цви вершил великий визирь Ахмед Кёпрюлю, который не решился предать арестованного смерти, возможно, опасаясь, что саббатианство превратится в культ погибшего Мессии, подобно христианству. Саббатая Цви отправили в крепость Абидос на Галлиполийском полуострове, где ему был создан мягкий режим заключения. Он принимал делегации от разных еврейских общин, проповедовал, вел ученые беседы с раввинами, отдавал распоряжения своим сторонникам, наставлял колеблющихся, утешал страждущих. Тюрьма превратилась в своего рода царскую резиденцию пленного Мессии. Саббатай Цви был по-прежнему полон веры в успех своей миссии.
В это время саббатианское движение достигло небывалого размаха. Евреи ожидали близкого избавления и не задумывались об истинном положении своего Мессии. В начале сентября 1666 в Стамбул прибыл известный каббалист из Польши Нехемия ха-Кохен. Он провел несколько дней у Саббатая Цви, ведя с ним беседы о мессианских временах и знамениях, сопровождающих приход Мессии. Очевидно, между Саббатаем Цви и Нехемией возникли серьезные разногласия. Неожиданно Нехемия заявил турецким стражникам о своем желании принять ислам. Его привезли в Эдирне, где он в присутствии султана обвинил Саббатая Цви в действиях, направленных против турок. Султан послал за Саббатаем Цви, и в сентябре он предстал в Эдирне перед верховной турецкой властью. Ему предъявили обвинение в посягательстве на роль царя и предложили выбрать между смертной казнью и обращением в ислам. Саббатай Цви предпочел последнее. Он взял себе имя Азиз Мехмед Эффенди и поселился в Эдирне. Вместе с ним ислам приняли несколько его ближайших последователей и его жена Сара.
Хотя мессианским чаяниям евреев был нанесен страшный удар отступничеством вождя движения, последнее не распалось, и, несмотря на массовый отход от него, сохранилось и даже приобрело облик драматической и многозначительной мистерии. Усилиями лидеров саббатианства, главным образом Натана из Газы, который посетил Саббатая Цви в Эдирне, была создана теория неисповедимости жизненных путей Мессии. Натан личным примером и проповедями удержал большинство верных последователей Саббатая Цви от перехода в ислам.
Некоторое время Саббатай Цви жил в Эдирне, иногда наведываясь в Стамбул, где в августе 1672 был арестован по доносу, обвиняющему его в тайном соблюдении еврейских обрядов. В январе 1673 его препроводили на жительство в город Дульциньо. Там Саббатай Цви оставался до самой смерти. В 1674 умерла его жена Сара, и он женился на Эстер, дочери своего последователя, раввина из Салоник. Умер Саббатай Цви в Иом-Киппур, вскоре после своего пятидесятилетия. Среди оставшихся верными ему сторонников распространилась легенда (автором её был Натан из Газы), что Саббатай Цви в действительности не умер, а живым был взят на небо и приобщился к «вышнему сиянию».
Последователи Саббатай Цви в Европе – франкисты, среди них Адам Мицкевич.
У дёнме – последователей Саббатай Цви – принят интересный обычай обмена жёнами, то есть практикуется групповой секс.
***
Габбай, Иехезкель (Иехескель Багдадли) — банкир и турецкий чиновник, ум. в Адалии (Малая Азия) около 1826. Будучи наиболее богатым лицом в Багдаде, Габбай помог султану Махмуду покорить Сулеймана-пашу и принудить его к сдаче. В виде вознаграждения за эти услуги Габбай был призван в Константинополь, назначен придворным банкиром, и ему было предоставлено большое влияние при назначении наиболее ответственных должностных лиц. Вскоре Габбай сделался фактическим правителем страны и стал ссылать и подвергать различным наказаниям всех подозрительных или неблагонадежных лиц; среди пострадавших было очень много армян, в которых Габбай видел мятежников. Сосланный им начальник монетного двора Кацац-Аретун по возвращении из ссылки указал султану на колоссальные богатства "еврея-деспота" и путём различных интриг достиг того, что султан дал своё согласие на изгнание Габбая в Малую Азию; здесь его около 1826 умертвили подосланные Кацац-Аретуном убийцы. С тех пор, как передают, армяне ежегодно празднуют день гибели своего притеснителя, причём в память этого составлена даже пародия на Пурим: Габбай изображён Хаманом, Кацац-Аретун — Мордохаем, а жена Кацаца — Эсфирью.
***
9) Ахмед-Везик — паша, турецкий государственный деятель, р. около 1818; происходит от брака принявшего ислам грека с острова Лимно (Лемноса) с еврейкой. В 1834 он сопровождал своего отца в Париж, где посещал колледж С.-Барб и затем, возвратившись в Константинополь, поступил в Бюро переводов. С 1847 он состоял секретарем посольства сначала в Лондоне, а потом в Париже. Около 1850 он был прикомандирован в качестве секретаря к Фуад-эффенди, который был послан с чрезвычайной миссией в Бухарест, где Ахмед-Везик пробыл до 1851. Впоследствии он вышел в отставку, так как воззрения его находились в непримиримом противоречии с господствовавшими тогда стремлениями молодого поколения государственных деятелей Турции, во главе которых стоял Решид, а позднее Фуад и Аали. В противоположность последним, Ахмед-Везик был того убеждения, что мусульманский Восток, хотя и не должен пренебрегать западной культурой, но начала для своего преобразования должен черпать лишь в себе самом; непосредственно же прививать мусульманству европейскую цивилизацию он считал делом безнадежным. Вынужденный отказаться от государственной деятельности, он посвятил себя науке и расширению своей прекрасной библиотеки. Вновь он был призван к государственной деятельности лишь Мидхатом-пашой, после того как тот в дек. 1876 во второй раз стал во главе кабинета. Обоих деятелей сблизило введение конституционного образа правления, которым Турция обязана была Мидхату-паше. По настоянию последнего, А. был назначен первым президентом палаты. Но новая конституция продержалась недолго. По роспуске турецкого парламента Ахмед-Везик не удалился в частную жизнь, но отправился в Бруссу в качестве генерал-губернатора провинции Кудавенди-джиар. После падения великого визиря Саид-паши (1880) он некоторое время занимал его пост, но вскоре вернулся в Бруссу, а в 1884 окончательно отказался от государственной деятельности. С 1847 он издавал историко-статистический сборник: "Salaam;, ou annuaire de l'Empire Ottoman".
***
10) эфенди Дауд Молхо — турецкий государственный деятель; первый секретарь Дивана (государственного совета), р. в Салониках в 1845. Молхо получил образование в Институте Камондо; 18-ти лет поступил на службу в министерство иностранных дел. В царствование султана Абдул-Азиза Молхо был назначен начальником отдела иностранных переводов в императорском диване; эту должность он сохранил и при Абдул-Гамиде. Во время революции 1908—09 Молхо стал на сторону младотурок; в 1910 он назначен членом сената.
|
|