Алексей Пушкарёв писал(а):
ополяченная шляхта, жаждавшая привелегий, готова была называться хоть поляками, хоть литовцами, хоть эскимосами, лишь бы сохранить свои привелегии.
Скорей наоборот. Сперва (бело)русский стал исключительно "хлопской мовой", когда население городов и мелкое дворянство, говорившие на нём, были практически уничтожены. Чтобы "вращаться в обществе", надо было уже переходить на более престижный польский язык. А там уж естественно и чувствовать себя поляками.
Так в течение
18-го столетия высшие слои общества стали по сути польскими. Интересное свидетельство о Западной Белоруссии начала
19-го века - знаменитая поэма Мицкевича "
Пан Тадеуш": шляхта понимает себя поляками, говорит по-польски, но свою землю зовёт "наша Литва", отличая её от "братского" Королевства Польского.
Юрий Дмитриевич писал(а):
при обратном присоединении этих земель им ("обобщённой шляхте") даётся шанс, или покаятся и с повинной признать вину перед людьми и церковью или податься на все четыре стороны. Что вы сами и подтвердили.
Не может быть речи о "возвращении" - потому что ни Московскому княжеству, ни Московскому царству, ни Российской Империи эти земли сроду не принадлежали. Когда, в результате дипломатических и военных мероприятий (произошла целая война), они были присоединены к Империи - тогда с дворянством обошлись по имперским законам: владеть землёй в Империи могли только
российские дворяне.
Мещане и шляхта уже несколько поколений считали себя поляками и были католиками. Не шла речь ни о каком
"покаянии с повинной" ни перед народом, ни перед Православной Церковью. Просто у Империи появились новые подданные. Империя не требовала от них перехода в православную веру. Точно
так же принесли присягу Российскому Престолу немцы Кёнигсберга, завоёванного в ходе Семилетней войны.
Искоренялось униатство, вплоть до полного запрета при Николае Первом. А католики пользовались относительной свободой, хотя были "на подозрении".
Юрий Дмитриевич писал(а):
Вы сейчас тут "документально" пытается доказать откровенную и модную ныне историческую ложь.
Именно документально. Если это ложь - опровергните её. Не словами "это всё ложь", но доказательно и обоснованно.
Юрий Дмитриевич писал(а):
рассказывать собеседникам об обратной стороне монеты, часто не такой блестящей как "официальная" - лицевая, может быть обыкновенным выполнением этого морального долга.
Конечно, расскажите. Кто, что, в каком году... С интересом Вас послушаю.
Юрий Дмитриевич писал(а):
Правду Господню порой не докажешь никакими документами ибо с давных времен, с того времени, как масонство стало пожирать христианские государства, правда стала опаснее любого оружия, и её как хранили так и хранят за семью печатями и часто только Церковь знает какова она Правда.
Так бы сразу и сказали: Ваша "правда" никакими документами не подтверждается, потому что все подходящие документы съедены злыми масонами. Упоминать всуе Господа и Церковь здесь ни к чему.
Алексей Пушкарёв писал(а):
когда "литвины" стали себя так именовать? Когда перестали и почему? Когда переимновались в белорусов?
Название возникло, видимо, в ВКЛ - когда стали воспринимать его как свою державу. Когда перестали... Знаменитый Костюшко писал "родился я литвином" - то есть, в ВКЛ, хотя по национальности он безусловно поляк. Почему перестали - видимо, потому что значение слова Литва из государственного сузилось до балтского, "жмудского" национального. Примерно тогда же, наверно, слово "белорусы" начали употреблять тоже в национальном смысле. Хотя "белорусцы литовские люди" встречаются и в московских документах
17-го столетия. Сложный вопрос.
Алексей Пушкарёв писал(а):
... Это самое мягкое, что я могу сказать о них. Иначе нужно было бы сказать: враги, которые пыпались раздробить единый русский народ.
Сказать можно что угодно, лишь бы по делу. Люди, которые начали полтора столетия назад белорусское возрождение, конечно, были противниками Ваших идей. Но "салонными пустобрёхами" они не были.