Александр Робертович писал(а):
...Покажи те мне нигерийских конструкторов. Потом и поговорим.

Кананыхина Ксения Сергеевна. Становление и развитие научно-образовательного комплекса в Нигерии : 1960-2007 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Кананыхина Ксения Сергеевна; [Место защиты: Ин-т Африки РАН].- Москва, 2009.- 312 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/512
...Нигерия - уникальная страна во всех отношениях. В колониальной Нигерии был открыт первый и единственный в Тропической Африке университетский колледж - в Ибадане в 1948 г. Нигерия первой вышла на уровень унификации образования, в том числе университетского, модернизации программ и методов обучения. Именно Лагосский университет Нигерии первым ввел в курс обучения программы дифференцированного образования и стал присваивать своим выпускникам степени магистров и докторов философии (PhD амеровский = нашему кандидат наук - Д.К.С.). Наконец, уже в последней трети XX в.
Нигерия вышла на первое место в Тропической Африке по числу студентов и выпускников университетов. По абсолютным показателям численности ученых, профессорско-преподавательского состава, студенчества она входит в тройку стран-лидеров наряду с АРЕ и ЮАР....Исключительные успехи стали возможны благодаря ее человеческому потенциалу (Нигерия - крупнейшее по численности жителей государство Тропической Африки и континента в целом, ее население составляет более 140 млн. чел.), благодаря нефтедолларам и свободнообращающимся капиталам. Динамика развития образования и науки базируется на государственной стратегии, на отношении к ним властей. Политические лидеры, как правило, делали ставку на образование. У президентов Нигерии были советники из числа ученых. Например, у О. Обасанджо советником по искусству и культуре была писательница, историк, профессор, преподаватель К.О. Ачолону. Многие университетские профессора работали в правительстве, в бизнесе и финансовых структурах. Их влияние в государстве и обществе было значительным.
Каждый регион (штат и крупный город) хотел иметь свой университет, что способствовало росту их числа и развивало научно-технический потенциал страны. В результате в настоящее время практически каждый штат Нигерии имеет свой университет или, по крайней мере, филиал университета.
...Нигерия занимает седьмое место в мире среди стран-производителей и экспортеров нефти. Зависимость науки и образования от цены «черного золота» велика. Доходы от нефтяного промысла позволяют правительству использовать их для усовершенствования системы образования (период «нефтяного бума»). Падение цен на нефть на рубеже 1970-80-х гг. вкуне с активным давлением США и других стран Запада привело к закрытию многих университетов и снижению их финансирования. За восьмилетие (два президентских срока) О. Обасанджо богатейшая страна Африки буквально захлебнулась в потоке нефтяных денег, но процветания большинству отраслей экономики это не принесло. С приходом к власти У. Лр'Адуа резкое сокращение нефтедобычи (на 25% в 2007 г.) отразилось на системе образования и науки: снизилось их финансирование.
Между тем Нигерия была и остается крупнейшим поставщиком высококвалифицированной рабочей силы за рубеж, которая в силу недостаточно развитой экономики не находит применения в своей стране. Самыми активными участниками процесса миграций, к сожалению, стали высококвалифицированные специалисты и профессионалы: ученые (профессора), врачи. Трагедия потери представителей интеллектуальной элиты в рамках процесса «утечки мозгов» является большой проблемой в стране.
...Опыт Нигерии в области образования уникален. Это настоящий плавильный котел молодости, энергии и оригинальных идей. Молодежь составляет примерно одну треть от общей массы населения страны. Многие стремятся получить образование. Конъюнктура на рынке образовательных услуг меняется очень быстро. Нигерия идет в ногу со временем. Предприниматели, менеджеры, врачи, преподаватели все более востребованы в разных сферах нигерийской экономики, в политике и бизнесе.
Первые университеты создавались по британской модели. Наука, техника, технологии, мало соответствующие ее природным и экономическим условиям, были импортированы в Нигерию из-за рубежа. Сложившаяся со временем нигерийская модель развития высшего образования заключается в принятии западных стандартов образования, их быстрой «переработке», приспособлении к своим условиям.
Начав «с нуля», Нигерия в настоящее время - одна из немногих стран Африки, где существует государственная стратегия развития образования и науки. Активность нигерийского правительства в начале 2000-х гг. (О. Обасанджо и У. Яр'Адуа) в отношении образования и университетской науки привела к существенным изменениям: выросло количество университетов (в июле 2008 г. их число достигло 90), факультетов и кафедр, заметно увеличилась численность ученых (более 20 000, из них около 90% - нигерийцы), повысился уровень их квалификации и, как следствие, возросла продуктивность науки.
...Среди звезд нигерийской и мировой науки - физики Б. Гарба, К.М. Онуоха и Е. Удугбеми, культуролог Д. Джегеде, биолог К.У. Ироебу и другие.