ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
«Повесть временных лет» («временных» — означает «минувших») получила название по первым словам, которые раскрывают основную тему всего повествования. Они звучат в подлиннике так: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
«Повесть временных лет» — летопись, а все русские летописи — своды различных известий по истории Руси. Летописные своды создавались следующим образом: наши древние историки делали записи о событиях, свидетелями которых они были или о которых им довелось слышать, эти записи они располагали по годам и вносили вслед за записями своих предшественников. Летопись все время росла, продолжалась. Но если летописцу удавалось получить какие-то дополнительные известия о «преждебывших» событиях, не внесенных в летопись до него, то, переписывая труд своего предшественника, он вносил их под соответствующим годом. Иногда он соединял, сводил воедино несколько летописей: год с годом. Так и получались летописные своды — своды всех записей о событиях русской истории, которые летописец смог собрать и соединить вместе.
«Повесть временных лет» — летописный свод, составленный в 1113 году. Эта летопись, повествующая о древнейших судьбах Русской земли, приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Но дошла она в переработке 1116 года, сделанной Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря под Киевом. Переработка Сильвестра лучше всего сохранилась в Лаврентьевской летописи 1377 года, хранящейся в Государственной Публичной библиотеке в Ленинграде. В 1118 году была сделана еще одна переработка Несторовой летописи, которая читается в Ипатьевской летописи (20-е годы XV века. Она хранится в Библиотеке Академии наук в Ленинграде).
И до Нестора над летописью трудились летописцы. Исследователи летописания предполагают, что древнейший свод был составлен по повелению Ярослава Мудрого в 1039 году. Он заканчивался рассказом о строительной деятельности этого князя и похвалой книгам (под 1037 годом). Затем в течение всего XI века этот древнейший свод пополнялся другими летописцами, жившими до Нестора.
Последующие летописцы Киева, Переяславля Русского (Южного), Галича, Владимира, позже Москвы начинали изложение истории своих земель полным или сокращенным текстом «Повести временных лет». Несторова летопись рассказывала об общих судьбах Руси в целом и поэтому интересовала каждого русского человека, в каком бы княжестве он ни жил. В годы разделения Руси на уделы (области, княжества) «Повесть» напоминала об исконном единстве Русской земли, о братстве русских людей. Большое значение приобрела «Повесть» во времена татаро-монгольского ига, когда ее призыв к единению для отпора степному врагу оказался особенно близким и волнующим. В XV веке, в период собирания русских земель вокруг Москвы, пример первых князей вдохновлял передовых людей того времени.
На «Повесть временных лет» опирались и государственные деятели XVI века. «Повесть временных лет» оставалась жизненной не только в продолжение всей древней истории Руси,— на ней воспитывались русские люди и последующих веков.
Идеи «Повести временных лет» живы и для нас. Любовь к родине — основной мотив «Повести». А ведь она естественна для каждого человека, как любовь к отцу и матери. Забота, боль, волнение о чести и достоинстве Русской земли — разве эти чувства, столь острые у летописцев, не входят в понятие любви к отечеству? Уважение к доблестным традициям отцов и дедов, сознание воинского долга, высокое у героев «Повести», презрение к опасности и к самой смерти созвучно и нашим дням. «Не погубите землю отцов своих и дедов» — постоянно звучит в «Повести временных лет». Вот почему летописец призывает к ратным подвигам, к труду. Но, восхваляя смелость, находчивость, Несторова летопись особенно высоко ставит миролюбие, заботу о людях, щедрость, скромность, верность своему слову — короче, те качества человека, которые и нам представляются необходимыми в каждом нашем гражданине. Благодаря этому «Повесть» не менее современна для нас, чем для наших далеких предков.
«Повесть временных лет» — первое дошедшее до нас историческое сочинение на Руси и одновременно первый памятник отечественной литературы. В основе начальных рассказов «Повести» лежат народные поэтические предания, бытовавшие в форме эпических сказаний и песен. Язык летописи — живой, разговорный русский язык XI — XII веков — дает ценнейший материал для истории родного языка. Таким образом, «Повесть временных лет» привлекает внимание всех тех, кто интересуется русской историей, литературой, фольклором и языком. Это поистине величайший памятник русской культуры XI — XII веков, памятник, который стоит у истоков русской, украинской и белорусской литературы.
Первые рассказы «Повести временных лет» являются по большей части переработкой древних эпических преданий и песен. Некоторые из них объясняют
названия городов или урочищ. Таков, например, рассказ о Кие, Щеке и Хориве. Нам он особенно интересен как свидетельство существования государственности на Руси еще в те «доисторические времена». Сказание о дани полян хазарам является отзвуком народного предания. Отголоски героических сказаний слышатся в описании похода Олега на Царьград — рассказы о кораблях, поставленных на колеса, об отравленной пище и питье, о щите, прибитом к вратам Царьграда. В легенде о смерти Олега, привлекшей А. С. Пушкина своей поэтичностью, лежит мысль о неотвратимости судьбы, о губительности самонадеянности и пренебрежения к мудрости других.
Летопись сохранила не только память о победах русского оружия. Она рассказывает и о поражениях, неудачах, несчастьях. Таково повествование о злополучном походе Игоря на Царьград. О жестокостях и насилиях, чинимых при сборе дани, рассказывает предание о смерти Игоря.
Образ Ольги — мудрой и рачительной устроительницы Русской земли, жестокой и отважной воительницы и преданной супруги — один из самых ярких образов летописи.
В течение веков воинственный князь Святослав служил примером мужества. Но наш древний летописец относится к грозному воину двойственно. Восхищаясь его отвагой, простотой нрава, заботой о дружине, он осуждает его завоевательные походы и тщеславие. Чуть не погубил он Киева, уйдя на далекий Дунай. Не воинственный князь, а смелый и находчивый отрок спас мать городов русских от печенегов. Не послушал Святослав совета старого воеводы и погиб, а враги сделали из его черепа чашу себе на утеху. Если вдуматься в этот рассказ, сколько в нем трагизма и мудрости.
Некоторые историки XIX века относились к первым рассказам Несторовой летописи только как к вымыслам, не имеющим исторической достоверности. Однако археологические исследования нашего времени во многих случаях опровергли это мнение. В Киеве на трех холмах обнаружены три самостоятельных поселения, которые слились впоследствии. При постройке электростанции на Днепре на дне реки, в самом ее узком месте, там, где, по преданию, погиб Святослав, нашли пять мечей. На городище Белгородка (древний Белгород) археологи обнаружили колодец с дубовым срубом. Копали его на пятнадцать метров и все же до конца не дошли. Не связано ли с этим предание о чудесных белгородских колодцах? О поездке Ольги в Царьград пишет византийский император Константин Багрянородный. Конечно, у летописца быль переплетается с вымыслом, но все же большая часть рассказов находит себе подтверждение.
«Повесть временных лет» поражает исследователей стройностью, ясностью и связанностью изложения. Повествование ее спокойно, просто и сдержанно. Она рассказывает только о самом главном, важном и значительном, оставляя без внимания все мелочи. Язык летописцев, богатый и точный, немногословен. Нам теперь такая краткость подчас представляется суховатой. Только постепенно поддаемся мы обаянию образов «Повести временных лет», начинаем чувствовать ее поэтичность, ценить ее скупые средства выражения.
Нашу начальную летопись можно сопоставить с современными ей фресками
в соборе св. Софии в Киеве (XI век). Стоящие в рост фигуры на этих фресках спокойны и величавы. Все обобщено и выразительно. И каждое лицо — портрет.
В «Повести временных лет» большое место занимает прямая речь. Она переносит нас в обстановку того времени. Кажется, слышишь, как звучат голоса людей той поры. Живые диалоги придают жизненную правдивость рассказам. Речи краткие, образные, часто близки народным пословицам и мудрым речениям.
Труд Нестора послужил образцом для всего последующего летописания. Многие художественные достижения наших первых летописцев будут развиты в последующем летописании. Взять, например, речи князей, воодушевлявших воинов перед битвой, скажем, знаменитую речь Святослава: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые срама не имут». В последующем летописании и в исторических повестях мы найдем много примеров подобных речей — образцов ораторского искусства нашей древности; всегда краткие, образные, запоминающиеся, они свидетельствуют о смелости русских военачальников, об их заботе, о простых воинах, готовности первыми умереть за родную землю (см., например, речь Игоря в повести «Поход князя Игоря Святославича Нов город-Се верского на половцев», речь Юрия Ингваревича в «Повести о разорении Рязани Батыем).
Стиль так называемых «воинских повестей» также впервые выработан в «Повести временных лет». Рассказывая о Лиственской битве ( 1024 год), летописец пишет, как блистало оружие, и сеча была «сильна и ужасна». Подобные формулы и картины, только более развернутые, вы прочитаете в «Повести о разорений Рязани Батыем», в «Сказании о Мамаевом побоище» и других произведениях.
Таким образом, «Повесть временных лет» послужила образцом и для идей последующего летописания и исторического повествования в целом и для их художественного воплощения.
Земля Угорская — Венгрия.
В о л о х и.— Кто были волохи, не совсем ясно. Одни исследователи считают, что волохи — жители Нормандии, другие — что это франки времен Карла Великого, третьи причисляют волохов к кельтам.
А сестра их была Лыбед ь.— Л ы б е д ь — речка, впадающая в Днепр. Ее название летописец объясняет именем сестры Кия, также как название Киева он связывает с именем старшего брата. Это распространенный вид преданий, рассказывавших о начале города, селения или о происхождении названий местности.
Боричев взвоз — соединял главную часть Киева на горе с Подолом у реки.
И ходил он к цар ю...— к императору Византии в Царьград (Константинополь, ныне Стамбул).
Хазары — тюрские народы. Хазарское государство занимало земли от Нижней Волги до Днепра и захватило Северный Кавказ. До X века играло крупную роль в жизни Юго-Восточной Европы.
От дыма — от каждого жилища.
Варяги — в скандинавских странах варягами называли скандинавские и англо-саксонские дружины, служившие у византийского императора. На Руси варягами назывались скандинавские воины и купцы. Как доказал виднейший знаток русского летописания академик А. А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей новгородского происхождения и записана в летопись только в начале XII века. В ней отразился новгородский обычай призывать князя по своему выбору. В основу легенды легли местные племенные предания — новгородские (словенские), белозерские (племени весь) и изборские (кри-вичевские). По закону фольклора князья названы братьями, что отразило союз этих трех племен. Утверждение братских уз первых князей имело большое значение для людей в XII веке, так как свидетельствовало о единстве всей Русской земли и было направлено против княжеских междоусобиц, особенно ожесточившихся с начала этого столетия. Легенда типична для средневековья, когда, для того чтобы возвеличить свою страну, было принято возводить происхождение правящей династии к иностранному государству. Говорят, нет пророка в своем отечестве, вот и рассказывали, будто французские короли происходили от троян, многие немецкие династии выводились из Рима (и этим гордились). В Англии бытовало предание о том, как бритты призвали князей-братьев саксов Хингиста и Хорса.
Чудь — эстонские племена. Меря — финно-угорское племя, жившее в районе Ростова Великого (Ярославского). Кривичи — восточнославянское племя, занимавшее области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера. Центрами кривичей были Смоленск, Полоцк, Изборск, Псков.
И пошл и... к варягам, к рус и.— Летописец здесь отождествляет варягов с русью. Возможно, он имеет в виду тех варягов, которые издревле ходили через Русь по водному пути «из варяг в греки», то есть в Византию, хорошо знали русские обычаи и язык. Слова «русь» и «Русская земля» в «Повести временных лет», как правило, обозначают восточнославянские племена и их землю, реже — жителей южных областей и Киевскую землю. В иностранных источниках, западных и восточных, под «русью» разумеются восточные славяне и вся страна восточных славян в целом.
Весь — прибалтийско-финское племя, по летописи обитало возле Белого озера.
Белоозеро — город на Белом озере, недалеко от современного Белозер-ска.
Изборск — ныне село Псковской области Старый Изборск.
Муж — член старшей, то есть наиболее родовитой и богатой дружины.
Мурома — племя, родственное мордве, жившее на берегах Оки.
Греки — Византия и византийцы. Государственный язык в Византии был греческий.
Радимичи — одно из западных славянских племен.
Щ е л я г — монета.
Замкнули Су д...— Суд, залив и гавань Золотой Рог, «запирался» цепью, протягивавшейся между двумя башнями у входа в залив.
Дмитрий — Дмитрий Солунский, считался покровителем славян.
Переяславль — Переяславль Русский, современный Переяслав Хмельницкий.
И клялись те оружием своим и Перуном, богом своим, и Белесом, богом скот а...— Знаменательно, что Олег и его мужи присягают по славянскому (а не варяжскому) обычаю и клянутся славянскими богами. П е р у н — главный бог восточных славян, бог грома, и молнии, бог войны. Белее (Волос)—покровитель скота и пастухов.
Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам — п о -л о т н я н ы е.— В данном месте летописи под русью, очевидно, подразумеваются киевляне и дружина киевского князя, под словенами — новгородцы. Паволоки — драгоценные шелковые византийские ткани.
Узорочье — предметы роскоши и драгоценные украшения.
Волхвы — языческие жрецы. Считалось, что они обладают даром предвидения и колдовства. Кудесники — колдуны.
Феофан — греческий военачальник. Огонь — так называемый греческий огонь: через медные трубы, установленные на носу и бортах кораблей, греки выбрасывали горючую смесь, состав которой они держали в секрете. Предполагают, что в смесь входили нефть и селитра.
Тиверцы — восточнославянское племя, жившее по Днепру. Печенеги — союз племен, образовавшийся в заволжских степях из кочевников-тюрков, сарматских и угро-финских племен. Занимали земли от нижней Волги до устья Дуная.
Корсунцы — жители Корсуни (Херсонеса), греческой колонии в Крыму.
Хартия — пергамен, особым образом выделанная телячья кожа, употреблявшаяся как материал для письма.
Челядь — рабы, слуги.
Отроки — младшие дружинники.
Искоростень — ныне Коростень, город Житомирской области.
Трут — гриб-паразит, растущий на деревьях. Высушенный, он легко загорается. Его употребляли для высекания огня.
Уставы и уроки — дани и налоги.
Погосты — места сбора дани.
Константин — византийский император Константин Багрянородный, писатель, любитель наук и литературы, автор сочинения «Об управлении государством», одна глава которого посвящена русам.
Патриарх — глава греческой церкви.
П а р д у с — гепард (хищник из породы кошачьих). Отличается легкостью и быстротой движения. С обученными гепардами охотились на диких зверей.
Ясы — осетины. К а со г и — черкесы; жили в степях и предгорьях Кавказа.
Сторожи — передовые, разведывательные отряды.
Поле — степь к югу от Киева.
Лучшие мужи — наиболее знатные и богатые дружинники.
Подо мною — под моей властью.
Не хочу разуть сына рабыни, но хочу заЯрополк а.— Разувание мужа в знак покорности новобрачной входило в свадебный обряд. Владимир назван сыном рабыни потому, что мать его была, по преданию, ключницей Ольги. Ярополк — старший брат Владимира, княжил в Киеве.
Кумиры — скульптурные изображения языческих богов. Хоре и Д а -ж д ь б о г — боги солнца, источники благополучия. Стрибог — бог ветра. Симаргл и Мокош — вероятно, боги отдельных племен.
Болгар ы-м агометане — волжские болгары.
Немцы — западные народы.
Хазарские евреи.— Хазары придерживались иудейской религии.
Закон — здесь: религия.
Послал к царям гречески м...— В Византии в это время было два императора-соправителя.
Вен о— выкуп, который жених выплачивал родителям невесты.
Белгород — ныне село Белгородка под Киевом.
Сыта — сладкий напиток на меду.
Латки — глиняные сковороды с высокими краями.
Корчага — большой глиняный сосуд с одной или двумя ручками, употреблявшийся обычно для хранения вина.
Тмуторокань — древний город на Черном море, находился возле современной Тамани.
Листвен — селение, находившееся недалеко от Чернигова.
Заложил церков ь... митрополию...— При церкви св. Софии в Киеве находился митрополит, глава русской церкви того времени.
Черноризцы — монахи; они носили черную одежду (ризу).
Вышгород — княжеское село под Киевом.
Гроб мраморный — мраморный резной саркофаг, в котором похоронили Ярослава; до сих пор стоит в соборе св. Софии в Киеве.
|