"Я закончу свое краткое повествование о генезисе западно-европейского либерализма. Итак, идея Ренессанса, затем протестантская идея с ее несомненным антропоцентризмом и с отказом в нормативном значении Церковного Предания. Если вы откроете семинарский учебник, где сказано, чем протестантизм отличается от Православия, там написано: протестанты не признают Предания. И многие из наших семинаристов автоматически заучивают эту идею, не докапываясь до сути. А вся проблема именно в этом: если вы отрицаете Предание, вы отрицаете норму веры. То есть любая интерпретация веры становится законной. И поэтому совершенно неслучайна та колоссальная трансформация в области богословия (особенно нравственного богословия), которая произошла в протестантизме. Мы знаем, что сейчас проповедуют многие протестантские деноминации: это и возможность гомосексуальных браков, и женское священство и т.д. Так вот, протестантизм тоже был одним из источников. Третьим источником была еврейская философская мысль, как она сформировалась в Испании и как она реализовала себя в западно-европейских университетах: не нужно путать эту иудейскую философскую мысль с традиционным иудаизмом как религией. Это разные явления. Вот эти три источника западно-европейского либерализма - они и породили такое явление как либеральная философия и либеральная политическая мысль. И все это, конечно, укрепилось в эпоху Просвещения, а затем уже вошло в политическую практику через Французскую революцию.
Что в центре этой идеи? В центре - идея прав и свобод человека. Причем ни один человек нормальный (как говорится, в твердом уме и памяти) не будет сходу отрицать ценность свобод и прав. У любого спросите на улице: никто вам не скажет, что это плохо, И в самом деле, это не плохо, а это очень хорошо. Сама идея свобод и прав - невероятно важная идея. Почему? Потому что она корреспондируется с фундаментальной природой человека. Ведь Бог нас создал свободными по Своему образу. Часть своей свободы Бог вложил в нашу природу. Но есть одно очень существенное обстоятельство, которое нужно знать и о котором нужно помнить: это то, что нам сказал Апостол Павел о свободе: "Свобода - это есть свобода от греха". Человек таким образом должен ориентировать самого себя - в любой системе ценностей. Человек таким образом должен прокладывать свой жизненный путь - свободно выбирая из многих предложений - чтобы не грешить! Чтобы преодолевать грех! Грех, находящийся в его помраченной первородным грехом природе.
Смотрите, в чем разница между либеральным и православным подходом? Мы говорим: свобода - есть свобода от греха. А либеральный подход этого не говорит: понятия греха в либерализме не существует! Существует плюрализм мнений! Если с нашей точки зрения пропаганда гомосексуализма и практика его является грехом, там - частное мнение, которое абсолютно равнозначно противоположному мнению и имеет точно такое же право на существование! Понятие греха отсутствует, и что же получается? Права и свободы - в том числе, и для греха. И что мы получили на выходе? Мы получили стагнирующую цивилизацию, потому что грех становится практикой общественных отношений. Грех законодательно утверждается в странах.
Все поражены ростом проституции, порнографии, развалом семей, демографической проблемой - сокращением рождаемости, появлением различных вещей, связанных с извращением человеческой природы, - а в конце концов, в основе ведь лежит эта философия: свобода человека - в том числе, и для греха!( Цитата из: 7 за 2004 год (148) / Статьи «..Предыдущая Следующая..» 02.07.2004 Версия для печати Православие и либерализм: противостояние или диалог. Митрополит Кирилл о "правах человека".
Е. Н. Владыка, я благодарен Вам за то, что Вы согласились дать интервью радио "Радонеж" по столь животрепещущей теме как проблема прав человека.
митрополит Кирилл: Да, действительно, это очень важная проблема. Я бы сказал - одна из ключевых проблем современности.) Вот Вам,Евгений, мнение РПЦ.Мнение Кирилла Гундяева.
|