http://scepsis.ru/library/id_870.html ,
http://zapredelie.narod.ru/library/helg ... bakov.html ,
http://www.ug.ru/ug_pril/gv/2000/05/ages.htm Учебник за девятый класс

Вопросы Вопросы и задания
1. Объясните смысловое значение поговорки, вынесенной в эпиграф материала урока. Можно ли утверждать, что в этих словах отражена суть характера верховной власти на Руси?
2. Дайте определение понятия «государственность». Какие задачи стояли перед государственной властью в Древней Руси?
3. Как изменяется с течением времени содержание великокняжеской власти? Какую концепцию власти можно считать договорной, а какую авторитарной? В какой период власть киевского князя приобретает авторитарные черты? Какую роль играли при князе вечевые органы? Кто такие «старцы градские»?
4. Определите принцип династичности власти. Как можно оценить его значение в становлении государственности? Кто считается основателем династии Рюриковичей? Почему Нестор настаивает на том, что Игорь был именно сыном Рюрика Новгородского, а Олег - его сродственником и опекуном Игоря? Насколько важно не признавать их совершенно чужими друг другу по крови людьми?
5. Дайте характеристику правления первых русских князей. Докажите, что великокняжес кая власть стремится выполнять свои обязанности перед обществом.
6. Определите значение принятия христианства Русью в становлении государственнос ти. Можно ли утверждать, что новая вера сплотила разрозненные племена, заложила духовную основу единства?
7. Как соотносятся друг с другом светская и духовная власть в древнерусском государстве? Сравните данное соотношение с раннефеодаль ными государствами Западной Европы.
8. Какое значение для статуса великокня жеской власти имело причисление к лику святых (канонизация) первых русских князей - Бориса Ростовского и Глеба Муромского, бывших сыновьями Владимира от христианского брака?
Мини-хрестоматия
1. Из Жития святой Ольги.
«И пошла Ольга с сыном своим и войском по Деревской земле, устанавливая порядок дани и места охоты. Некоторые говорят, что Деревская земля была в обители Великого Новгорода и что теперь она называется Деревской пятиной, а другие говорят, что это Северская земля, где город Чернигов. И пришла Ольга в Киев с сыном своим, великим князем Святославом. И, побыв в Киеве один год, оставила сына в Киеве, а сама пошла к Новгороду, и стала устанавливать по Мсте погосты, и определять от лугов и охотничьих угодий дани и оброки, и устанавливать по Днепру места для ловли птиц и села, а также по Десне - и по всей земле есть ловища ее, и знаки, и места, и погосты. Установив все это и посмотрев на все своими глазами, возвратилась в Киев. Кто не удивится блаженной Ольги мудрости, мужеству и целомудрию? Не будучи крещеной, управляя страной, лишившись мужа, она не захотела выйти замуж за другого: уподобилась она горлице единомужней. Убийцам же супруга своего она месть воздала, как это было в обычае у властителей. Ибо она заботилась о том, чтобы установить к добру и пользе царскую власть в Русской земле, отеческое наследие сыну своему, которого она любила».
Как объясняет биограф месть Ольги древлянам? Что в его понимании означает установление добра и пользы в Русской земле? Можно ли сказать, что в данном фрагменте содержится указание на принцип династично сти власти киевских князей?
2. Из тропаря святому и равноапостоль ному князю Владимиру.
«Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасае мого Киева, испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, и обрел еси безценный бисер Христа, избравшего тя, яко втораго Павла, и отрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную...»
Какой смысл вкладывает автор строк в сопоставление князя Владимира с апостолом Павлом (учеником Христа), несущим свет истинной веры язычникам?