Алексей Геннадьевич писал(а):
Владимир Неберт писал(а):
Ну вот, опять пресловутая перепись 1897 года. Советские историки замалчивали данные, появившиеся после этой переписи, которые нынче доступны. Например, бывший министр просвещения оценивал уровень грамотности населения в 56% к 1916 году.
Греческий и латынь тут ни при чем. История, филология, литературоведение и ряд других гуманитарных наук служили идеологическими придатками к диамату, были подчинены задачам партийного строительства, не имели той самостоятельности мысли, без которой эти науки не способны дать плоды. В советских учреждениях шутили - "что-то физики в почете, что-то лирики в загоне", общественная и гуманитарная мысль была задавлена, и это в целом понижало умственный потенциал всей советской интеллигенции, отражалось на политической и экономической ситуации в стране. Я уже молчу о народном воспитании и образовании, о задачах приучения к самостоятельному мышлению у детей, о развитии их кругозора и творческого мышления.
Владимир, вот только не надо ёрничать. Ранее я приводил нормальные источники показывающие уровень грамотности на 1913/1914 годы, на которые ссылается даже Википедия, но Вас они почему-то не устроили. В предыдущем сообщении я опроверг Ваше заявление о том, что советские источники чего-то там "искажали" (или как Вы говорите "устаревшие данные"), приведя на примере 1897 года сравнительный анализ данных взятых из БСЭ так и из Статистико-документального справочника за 1913 года. Никаких принципиальных расхождений там нет. Однако и здесь Вы недовольны.
Но даже если поверить тому "безвестному" министру просвещения, что якобы в 1916 году уровень грамотности был в районе 56%, то в любом случае картина не фонтан. В то время "грамотность" вообще была относительным понятием.
Что касается идеологизации гуманитарных наук, то это не советское изобретение. Оно существовало всегда и везде. В период царской России активно работала идеологическая машина связанная непосредственно с тогдашним государственным строем и её институтами. В учебных заведениях насаждалась церковная догматика и историография в форме "без царя народ сирота".
В советское время имел место перевод стрелок в сторону точных и естественных наук, но кроме положительных сторон я в этом ничего плохого не нахожу. Для того же покорения космоса, изучения и освоения энергии атома, создания сложных вычислительных и автоматизированных систем и т.д. и т.п... толку от "лириков" было практически никакого.
И не думал ерничать. Возможно, я пропустил какие-то приведенные вами сведения продублируйте, если не трудно. Я говорил, что они замалчивали, а не искажали. Вот то, что замалчивали, о том и рассказал Сапрыкин.
Вообще-то не "безвестный", а вполне известный министр, реально существовавший. Но опять вы не довольны, хотя динамика более, чем положительная.
В царское время гуманитарные науки были даже чересчур свободны. В университетах свободно проповедовали марксизм и иные виды социализма, критиковали монархический строй, спокойно рассуждали о религии с позиций т.н. "свободомыслия". Поэтому гуманитарное образование в то время было на высоте, многие русские гуманитарии обрели известность уже в эмиграции. Историю преподавали не с монархической точки зрения, а по одному из самых превосходных историков Соловьеву. Идеологические искажения - изобретение именно партийных чиновников.
Атом и космос - это хорошо, но неплохо бы и на грешную землю спуститься. Т.е., скажем, естественные науки создают анатомию государства, а гуманитарные вдыхают в него жизнь, задают направление и развитие, дают людям возможность самостоятельно мыслить, а не быть исполнителями воли партии и т.д.. Даже сами партийцы деградировали до уровня джинс и жвачки по причине того, что уровень аргументации марксизма был им непонятен. Низкий уровень образования и сегодня обуславливает господство потребительских ценностей.