Василий Анатольев писал(а):
Александр Робертович писал(а):
Так почему же все-таки Распутин оказался так близок к царской семье, почему так верили ему? Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться».
Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича.
----------------
Если всё это соответствует действительности, возникает вопрос:
а что связывало Царскую Семью с Распутиным на протяжение первых двух лет знакомства - с конца 1905г. по конец 1907г.? Ведь знакомство Царской Семьи с Григорием Распутиным произошло осенью 1905г.
----------------
Так что же всё-таки связывало Царскую Семью с Григорием Распутиным и на протяжении первых двух лет знакомства, и в течение последующих лет?
«Конец XIX - начало XX века характеризовались глубоким духовным кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей, традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества на основы существования по западной шкале координат. Царь, по своему положению являвшийся верховным хранителем народных основ, традиций и идеалов, ощущал трагический исход этого кризиса и очень нуждался в людях, которые были бы близки ему духовно. В этом, на наш взгляд, заключалась главная причина сближения Царской четы и Григория Распутина. Тяга Царя и Царицы к Распутину носила глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, по своей житейской интуиции твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.
"Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа" /1/, - говорила Царица, а Царь считал, что Григорий - хороший, простой, религиозный русский человек. "В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно". /2/ Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.
<...>
О взаимоотношениях Распутина с Царской семьей, и прежде всего с Царицей, сохранилось свидетельство Жерарда Шелли, посещавшего старца в его петербургской квартире и однажды встретившего в ней саму Царицу. "Мне удалось получить извещение, что старец был бы рад видеть меня у себя за чаем сегодня после полудня... Самовар был внесен графиней Русовой и установлен на краю обеденного стола. Стулья же расставлялись для приема гостей, когда зазвонил дверной колокольчик, и вошли две дамы в вуалях. Обе были скромно одеты в простые черные платья, головы покрывали меховые токи. Старец двинулся навстречу, приветствуя их, и мягко произнес: "Приветствую тебя, Александра, раба Божия".
Высокая дама откинула свою вуаль. Это была Императрица. Я был изумлен превыше всяких слов. С ней была Великая княжна Татьяна, статная, элегантная и красивая в своем простом черном платье. Я не мог не заметить почтение, которое Императрица выказывала по отношению к старцу. В ее взгляде светились духовный покой и счастье, когда она отвечала на его приветствие и, поднеся к себе золотой крест, который он носил на цепочке, прижалась к нему губами с трогательным почтением. Я чувствовал себя ужасно сконфуженно и едва соображал, что делать. Первые мои мысли были о побеге. Я был уверен, что мое присутствие должно тяготить Императрицу, которая, возможно, шла на квартиру, рассчитывая на присутствие только своих двух фрейлин. Однако Императрица сразу же ободрила меня:
"Я уверена, вы оцените красоту души нашего друга, - сказала она, присаживаясь на жесткий стул, который я пододвинул ей. (В квартире не было никаких признаков роскоши. Ничего, кроме голых крашеных досок, жестких стульев и простого стола.) - Это так оживляет меня. Если мы истинные христиане, мы должны любить простоту. Наш друг совершает шаг в прошлое, к простой вере первых христиан, когда высшие и низшие собирались вместе услышать Слово Божие из уст простых рыбаков." "Дух дышит, где хочет". Я осмелился вставить банальность, что Бог нелицеприятен. "Если бы только люди всегда помнили это!" - воскликнула она. Я не мог не заметить тень, пробежавшую по ее лицу, как если бы ее внутреннему взору предстала приводящая в уныние трагедия. На ее красноватой коже проступили пятна. Я был сильно напуган, когда с резкой прямотой и напором она произнесла: "Петроградское общество сгнило! Вряд ли найдется хоть одна душа, на которую можно положиться..."
Найдя мои взгляды разумными, и, возможно, благодаря моей сопричастности политической и иной деятельности Великого князя Олега, Императрица посвятила меня в свои мысли о большой заботе, лежащей на ее сердце. После революции 1905 года она осознала, что безопасность Трона и России может быть укреплена только более тесной связью между Царем и крестьянством. Деятельность предыдущих Императоров носила слишком западнический характер, навязывая культуру, которая могла вести только к нигилизму и атеизму. Знать и купечество прогнили. Они утратили веру и поклонялись материализму. Ненадежные, неверные, зложивущие. Я осознал глубокий смысл сказанного ею:"Даже самые высокопоставленные и приближенные полны мятежа и интриг".
Императрица оказалась очень искренней в своем стремлении завоевать для сына надежное место в сердцах народа. "Все мои мысли о нем, - уверяла она меня. - Он будущий Самодержец России и защитник Православия. Для всех, кто верен Церкви и Трону, он должен стать вождем. Средний класс прогнил, заигрывает с революцией. <...> В высших классах тоже разложение. С трудом найдешь, на кого положиться. Если России еще суждено спастись, то смотреть нужно на простых крестьян" /3/»
Платонов О.А.
«Терновый венец России. Пролог цареубийства. Жизнь и смерть Григория Распутина». Москва, 2001, стр.98-101.
/1/ - Родзянко М.В. Крушение империи. Харьков, 1990. С.19.
/2/ - Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Пг., 1923-1927. Т. III-V.
/3/ - Shelley G. The Speckld Domes. N.Y., 1925. P.63-64. Цит. по: Бэттс Р. Пшеница и плевелы. Безпристрастно о Г.Е.Распутине. М., 1997. С.43-45.