Преп. Ефрем Сирин так объясняет это место в книге Бытия: «Говорят: Хам принял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; и поэтому Ной проклинает не его самого, но его сына, хотя проклятие сына должно причинить скорбь и отцу [Хаму]. Другие же – на основании сказанного в Писании: и узнал [Ной ], что сделал над ним меньший сын его, поскольку известно, что Хам был сын не младший, а средний, - заключают, что под сыном меньшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же со смеющимся лицом вышел и посреди стогна возвестил братьям своим. Посему можно думать, что хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как совершивший [зло] еще в детстве, однако же и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Приэтом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, его заслуживающего» Св. Иоанн Златоуст:И рече:проклят Ханаан отрок: раб будет братиям своим. Не без цели и не напрасно упомянуло Писание о сыне (Хама), но по некоторой сокровенной причине. Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе не нарушить благословения, даннаго уже Богом: благослови, сказано, Бог Ноя и сыны его, когда они вышли из ковчега (Быт. IX, 1). Итак, чтобы не показалось, что он проклинает того, кто уже получил благословение от Бога, Ной оставляет пока самого оскорбителя, а налагает проклятие на его сына. Правда, скажет иной, из этого видно, что Ной потому не проклял Хама, что этот получил благословение от Бога: но почему за грех отца подвергается наказанию сын? И это не без причины. В самом деле. Хам не меньше сына потерпел наказание и чувствовал мучение. Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих, и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать. Итак, сделано это (т. е. вместо Хама наказан сын его) для того, чтобы и отец по естественной любви к сыну потерпел тягчайшую скорбь, и благословение Божие осталось ненарушимым, и сын, подвергшийся проклятию, понес наказание за собственные грехи, потому что, хотя он теперь подвергается проклятию за грех отца, но, вероятно, был наказан и за собственные грехи. Он подвергся проклятию не только за грех отца, но без сомнения и для того, чтобы в нем (сыне) отец понес тем большее наказание. Для чего, скажи мне, оно и здесь упоминает об имени его сына? Для того, чтобы ты знал, что он был человек похотливый и невоздержный, и по той же (развращенной) воле, по которой он не воздержался от деторождения при таких обстоятельства ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Св. Ефрем Сирин считает, что потому был проклят Ханаан, а не Хам, что это сделал именно он,Ханаан. А отец его,Хам ,упоминатеся потому, что отвечает за сына своего, и поучаствовал в сем деле тем, что посмеялся над отцом своим Ноем, рассказав об этом братьям Симу и Иафету. Св. Иоанн Златоуст считает, что Хам ещё в ковчеге предавался похоти, хоть сие было запрещено и людям и зверям, и может быть, Ханаан там и был зачат ( а может быть и нет, т.к. нам неизвестно, в каком году после сошествия воды Потопа Ной вырастил виноград, сделал вино и напился; кроме того, нам известно, что " Потомство Хама (6-20) 6 Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан", т.е. Ханаан его младший сын, поэтому, его ещё могло и не быть на свете), но при этом именно Ханаан подвергается проклятию, а не отец его Хам, совершивший такой грех, с двоякой целью: не нарушать Благословения Божия, данному Хаму, но и наказать Хама в сыне за его такой грех, т.к. отцам мучительнее видеть своих детей наказанными за свой грех, чем самому страдать. Вот такая разница.
|