Сергѣй писал(а):
Этот доцент...
А простите, академик Голубинский - это тоже простой фраер?))
Давайте, так - в науке данное Слово считается с высокой вероятностью не принадлежащим Феодосию Печерскому...
Понимаете, есть оригинальные сочинения, про которые никто не спорит... есть которые пож вопросом... Ну а вот это - под очень большим вопросом, так скажем...
И даже если есть небольшая вероятность того, что автором является прп.Феодосий, то ссылаться на его авторитет в данном случае оснований нет...
Почему вот такие элементарные вещи надо пояснять?..
Почему под большим вопросом?.. Этот большой вопрос почему-то на какую-то мелкую академическую интрижку смахивает... Народ много веков читал Патерики и верил в то, что там написано... вдруг является какой-нибудь грамотей и заявляет: ан, нет, не правильно верите, надо верить по другому... Есть во всём этом что-то бесовское...
Голубинский и по Крещению Руси прошелся... тоже вошей нашёл...
Если будем опираться на подобную науку, возникнет опасность, что мы всё подряд начнём подвергать сомнению... и Библия будет на первом месте...
А вот касательно фраеров "доцентов с академиками", так был бы человек, а статья найдётся...
Автор статьи: И.П.ЕРЕМИН , советский филолог, литературовед, исследователь древнерусской книжности и восточнославянской литературы эпохи Барокко. Доктор филологических наук, профессор:
"...Не вдаваясь в подробный разбор высказываний отдельных исследователей, замечу только, что во всей этой многолетней дискуссии по вопросу об авторе послания никто из сторонников второй гипотезы, гипотезы, по которой послание принадлежит Феодосию Греку, писателю XII в.: ни Е.Голубинский, ни его предшественники, А.Кубарев, П.Мартынов, ни даже А.Шахматов, —не сочли нужным поделиться теми соображениями, в силу которых они, вопреки ясным показаниям списков послания, не находят возможным приписать его Феодосию Печерскому, современнику ннязя Изяслава Ярославича, не сочли необходимым объяснить сколько-нибудь удовлетворительно, какие причины заставили их, вопреки рукописным свидетельствам, воздвигать сложное и хрупкое здание своей
гипотезы, целиком составленной из одних взаимно поддерживающих друг друга догадок и предположений.
Мне думается, что объяснение этого загадочного обстоятельства следует искать в самом памятнике. Напомню его содержание. Написанная в типичной для нашего средневековья форме обличительного послания, первая, древнейшая из числа известных нам, редакция «Вопрошания» по основному содержанию своему представляет собой свод различных предписаний, регламентирующих поведение православного христианина греческого вероисповедания по отношению к представителям римско-католического вероучения, латинянам.
Во вступительной части автор, припоминая заветы своего «правоверного» отца и матери «християны», советует не общаться с латинянами: ни «учения» их слушать, ни «обычая» их держаться, ни «комкания» их принимать, ни дочерей своих за них не выдавать, ни брататься с ними, ни есть и пить с ними из одного сосуда; далее автор подробно перечисляет все известные ему латинские «ереси»; путая существенное с несущественным, обрядовые отступления с догматическими; с истинно византийским изуверством нагромождая одну небылицу за другой, автор обвиняет латинян в двадцати с лишком «ересях»: и в субботу-то они постятся, и пищу-то вкушают вместе с псами и кошками, едят «мертвечину» и «хвост бобровый», веруют в исхождение Духа Святого и от Сына, пьют собственную мочу, мертвецов своих ногами кладут на запад, кресту покланяются, предварительно написав его на земле, крещающемуся сыплют соль в уста и т. п. Заканчивается послание призывом «блюстися» кривоверных и похвалой «единой чистой, честной и святой» православной восточных христиан вере. За отсутствием данных мы, полагаю, вправе предположить, что именно это, несколько «соблазнительное», содержание самого памятника и послужило основной причиной и тех сомнений в принадлежности его Феодосию Печерскому, которые возникали у сторонников второй гипотезы, и тех оговорок, которые делались даже исследователями, сторонниками первой гипотезы, т. е. приписывавшими этот памятник Феодосию Печерскому, писателю XI в. Резко-полемический характер послания, неприкрытая ненависть автора ко всем инакомыслящим, чудовищные по своей нелепости и несправедливости обвинения, направленные автором против латинян, - все это, конечно, не вязалось с иконописным обликом «святого», гуманного, чтимого церковью игумена Печерской обители, предполагаемого автора благочестивых поучений о терпении и любви к ближним, о смирении и милосердии.