сергий фролов писал(а):
так вот для этого и существует КРИ-ТИ-КА.чтоб кукушка петуха не нахваливала бесконечно.самую здравую критическую статью я вам привел.а вы меня-опять к кукушкам отсылаете
Возьмем цитату:
Цитата:
Что же здесь делается и для чего и для кого? Очень может быть, что он, дирижер, тоже измучен, как тот рабочий; даже видно, что он точно измучен, но кто же велит ему мучиться? Да и из-за какого дела он мучается? Опера, которую они репетировали, была одна из самых обыкновенных опер для тех, кто к ним привык, но одна из величайших нелепостей, которые только можно себе представить: индейский царь хочет жениться, ему приводят невесту, он переряжается в певца, невеста влюбляется в мнимого певца и в отчаянии, а потом узнает, что певец сам царь, и все очень довольны.
Что никогда таких индейцев не было и не могло быть, и что то, что они изображали, не только не похоже на индейцев, но и ни на что на свете, кроме как на другие оперы, в этом не может быть никакого сомнения; что так речитативом не говорят и квартетом, ставши в определенном расстоянии, махая руками, не выражают чувств, что так с фольговыми алебардами, в туфлях, парами, нигде, кроме как в театре, не ходят
Здесь Толстой ополчается на неправдоподобность и чрезмерную вычурность искусства, а не на искусство вообще. Понятно, что эти слова можно отнести не только к театру, но и к живописи, поэзии, музыке, ведь эти последние тоже могут быть вычурными и ложными. Справедливо и обратное: если есть правдоподобная поэзия, правдоподобная музыка и правдоподобная живопись, то есть и правдоподобный театр (в т.ч. опера, балет и т.д.), поскольку живопись, музыка, театр и поэзия - это только формы искусства, а их содержание бывает различным - как соответствующим истине, реалистичным, так и ложным, показным и неправдоподобным. В театрах 18 века древние греки на сцене ходили в париках и камзолах, в реалистическом театре они одеты так, как это описано в исторических документах. Воспитанные на французской культуре дворяне писали стихи, в которых не было ничего русского, ничего жизненного. То же касается оперы и балета: чем они ближе к правде, чем реалистичнее, тем в них больше подлинного искусства. Вспомнить хотя бы величайшую оперу Глинки "Жизнь за царя", кто откажет ей в красоте и величии? О развитии реалистических тенденций в русском балете хорошо написано
здесь.
А вообще критику Толстым искусства отлично разобрал Розанов
http://www.bibliotekar.ru/rus-Rozanov/24.htm