Борг К.И. писал(а):
Ну, и сколько % населения раскулачили? По данным Земскова -- 4 млн. В сёлах жило 150 млн. Вот теперь расскажи кто такие были кулаки, а кто остальные -- кто трудяги, а кто дармоеды и паразиты -- 4 млн, 146 млн? Кто кого обидел. Вопрос на засыпку.
Вот так и жили... трудяги.
Ни себе клочок земли засеять ,чтоб от пуза наестся ,ни яблоню посадить.
Хотя о голоде в 1946 году обычно ни кто не говорит, но он коснулся и меня. Родился такой тощенький, что думали не выживет. Выжил. С трудом. Но выжил. А какие были налоги! Ужас! В алтайском крае, например. В европейской части России было немного полегче, да и налоги поменьше. Так в Алтайском крае, где свободной земли до горизонта! Но если ты не в колхозе, налог на приусадебный участок 12 соток, а это - дом, сарай, мелкие постройки, огород, составлял: картошкой - 250 килограмм, лук - 40 килограмм, мясо - 40 килограмм, деньгами - 900 рублей в ценах того времени. Отец зарабатывал лесником 280 рублей в месяц. Кроме того всю шерсть с овец ты должен сдать, шкуры животных - сдать. Даже со свиньи.
Что касается кур, то ты должен был сдать с каждой курицы - 100 яиц. И ни кого не волнует, если она их не несёт уже от возраста. Это твои проблемы. Корми её лучше, давай возможность почаще уединяться с петушком. Или вообще - разбей сутки на двое. Зимой куры это не заметят. С помощью керосиновых ламп сделай им рассвет, день, вечер, ночь. В то время в деревне не было электрического освещения. Даже в школе, в зимнее время, занятия проходили под освещением керосиновых ламп. Разбил сутки на двое суток и пусть курочка думает, что прошло уже два дня, и она обязана снести два яйца. Даже если Ваш успех будет достигнут на 50% - это всё равно- яйцо в сутки! Это предлагалось на полном серьёзе, а не моё шутовство. Я бы такого не смог придумать.
Хотя, на сколько, я знаю, сейчас этот вопрос решён с помощью биодобавок в корм и генной инженерии получают до 300 яиц в год. Но в то время куры зимой не несли яиц от плохого корма. Это коммунисты совершенно не учитывали. Естественно молоко от коровы должен сдать почти всё! Мать выдоит корову - мы несём молоко в приёмный пункт «на молоканку», где его сепарируют. Оставшийся после сепарации абрат (воду) сдавался в колхоз - поить телят. Принося молоко для сдачи в приёмный пункт, мы старались угодить так чтобы не было людей. Когда никого поблизости нет, видя и зная как мы голодны, приёмщица наливала нам по стакану абрата. И строго настрого предупреждала, чтобы мы ни кому об этом не говорили. Иначе она может получить срок за воровство социалистической собственности. А в то время «детский срок» был 5 лет! Мы счастливы бежали домой. И дома, если нет ни кого постороннего, шёпотом матери: «Мама, нас абратом напоили! По целому стакану тётя Валя налила!» Мать: «Тише! Только ни кому об этом не говорите!».
А с овцы ты должен сдать не только шерсть, но и полторы шкуры. Кто-нибудь может сейчас это сделать? А расчет велся так: пусть ваша овца принесёт два ягнёнка. Если у вас две овцы - ты обязан сдать три шкуры. Но ведь ваши две овцы должны принести четыре ягнёнка! У вас ещё должен остаться ягнёнок! А то что овца может принести одного ягнёнка - это ваша вина! Хоть сам принимай участие. За барана, естественно, надо сдать полторы шкуры. Потому тем, кто держит барана, сбрасываются всем селом. То есть составляется пай кто сколько платит. А чтобы установить налог на скот каждую весну, ещё по снегу, чтобы ни кто не смог утаить даже курицу, проводили ревизию твоего хозяйства. Шла комиссия из 5-6 человек. Заходили сначала на скотный двор, пересчитывали кур и всю живность, а потом шли в дом. Объявляли хозяевам размер налога на скот.
Однажды произошёл такой случай. Корова только что отелилась и мать занесла в дом телёнка, а тут через минуту комиссия. «О! У вас две головы крупного рогатого скота!». А это значит, что весь налог увеличивается в два раза! Так называемый «налог на единоличника». Мать затрясло! Брызнули слёзы. Какой выход? Мы едва можем заплатить этот налог! Она тогда говорит: «Заберите телёнка к себе в портфель и вопрос решён!» Председатель комиссии: «Ладно! Не будем записывать. Живите, кулачьё, пользуйтесь добротой советской власти!». А я кручусь под ногами, как чертёнок. Мне всё интересно! Но ведь это ещё не всё! Главное - земля! Её перемеряют каждую весну - не пригородил ли ты себе за лето часть территории советской земли? Для этого дела назначали людей высочайшего профессионализма в своём деле. Вы, наверное, думаете: какой пустяк - замерил длину и ширину участка, помножил одно на другое и вот результат. Совсем не так! Здесь надо быть как «напёрсточнику» - всё делать на глазах у всех и из 10 соток намерить 12 соток! Вы это сможете? А от этого зависит размер налога. И налог увеличивается в разы, а не на рубль! За действиями землемера наблюдает вся семья. Считают хором каждую сажень. Каждый умножает ширину на длину участка. Но как вас обманет «напёрсточник», так и здесь вы будете обмануты. У вас шансов - ноль! А фокус заключается вот в чём. Первое - никогда землю не измеряют рулеткой. Рулеткой невозможно соврать. Измеряют только саженью. Естественно тебе её покажут, как шарик под наперстком. Ты можешь замерить расстояние между рейками. Оно точно составляет два метра. А дальше начинается фокус. Измерительные ножки сажени, как у циркуля, почему- то очень острые. Думаете чтобы точнее измерять? Наоборот! Это для того, чтобы, когда ставишь сажень на землю, чуть её дёрнуть назад и задняя ножка сажени легко войдёт в землю, особенно в свежевспаханную. Тем самым на 15-20 см расстояние будет короче двух метров. В результате выясняется, что у вас не 12 соток, а 15. И вам предлагают или вступить в колхоз, где зарплата один раз в год, а трудодень оплачивается из расчёта 50 копеек (до реформы 1961 года), после реформы - 5 копеек, одна поездка на метро в то время.
Жили мы на краю леса и однажды мать с отцом ночами вскопали невдалеке поляну и посадили там тыквы для еды. Поляна была в стороне от прохода скота и людей. Казалось, что никто её не обнаружит, Но кто-то случайно наткнулся и «настучал» в сельсовет. Пришла комиссия и пока перемеряли землю у дома мать побежала на эту поляну, вырвала все тыквы, утащила плети в ближайшее болото и спрятала. Не заметно вернулась домой. Перемерев землю у дома, комиссия двинулась на эту поляну. Придя туда, начали спрашивать: «Это вы вскопали участок?» Родители от всего открещиваются: «Нет, нет, это не мы». Председатель комиссии: «Что? Хотели разжиреть за счёт государственной земельки? Смотрите, кулачьё, срок можете схлопотать!». Но, так как на земле ничего не растёт, виновник не установлен, а только под подозрением ушли.
Или ещё пример. Отец из леса принёс два куста дикой смородины и маленький стволик дикой яблони ягодной. У её осенью плоды как пуговки на рубашке. Где уж нашёл яблоню - не знаю. В деревне она росла только в школьном саду. Решили посадить в палисаднике перед домом. Садим. А сельсовет от нас, в то время, находился на пригорке. Смотрю - на крыльце сельсовета какое-то оживлённое движение. Потом из сельсовета бежит к нам инспектор по налогам. Подбежал и давай пересчитывать побеги в кустах смородины. Пересчитал и говорит: «Савелий Михайлович, с тебя налог за яблоню, а эти кусты называются плодово-ягодные, за них тоже налог. И называет сумму налога. А это месячный заработок отца. Отец с матом вырвал кусты смородины, побег ранетки и выбросил через забор в лужу. И мы начали на этом месте садить картошку. Инспектор видит, что налог на плодово-ягодные мы платить не будем - их нет. А налог на картошку мы исправно платим - ушёл с чувством выполненного долга. Потому в Сибири цветы в палисадниках появились очень поздно. Уже после отмены драконовских налогов.
Вот в такой стране мы жили. Вот такую Россию мы потеряли.
...Наконец Анна Ивановна пришла. «Дети, достаньте учебник «Родная речь»». Все достали. «Откройте первую страницу». В е открыли. На первой странице- портрет вождя всех народов - Сталина. Анна Ивановна продолжает: «Сталин был врагом народа - вырвите его портрет из учебника!» По всему классу шум удивления. Но вера учителю была непререкаема. Сейчас бы такую веру в учителя! Почти все вырывают, кто комкает вырванный лист, кто рвет на мелкие кусочки. Наиболее отчаянные перьевой ручкой выкалывают глаза на портрете. Учительница обращается ко мне: «А ты, Ваня, почему не вырываешь?». А я не знаю что ответить. Не могу рвать учебник! У меня к книгам благоговение, а к учебникам – тем более. А тут «Родную речь» рвать! Я в «ступоре», как бы сейчас сказали. Тогда учительница берёт учебник и вырывает лист с портретом Сталина, комкает его в кулаке. Я с ужасом в глазах наблюдаю происходящее. После уроков бегу домой и всё рассказываю матери. Она говорит: «Ну вот и хорошо. Может мой отец, а твой дед объявится, если не погиб в лагерях или не убили раньше».
https://www.proza.ru/2013/05/14/1236