Православному человеку, который по каким-либо причинам в своей критике иерархов Церкви перешел допустимые границы, можно напомнить не забывать об апостольском преемстве.
http://rusk.ru/st.php?idar=113019http://drevo-info.ru/articles/1317.htmlПосле Воскресения Христос явился к ученикам и «сказал: как послал Меня Отец и Я посылаю Вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Это событие произошло еще до того, как на Церковь снизошел Дух Утешитель. Отсюда древние отцы делали вывод, что апостольское служение не только богоустановленно, но и особо облагодатствованно.
Установив служение апостольское, Господь дал апостолам права и возложил на них определенные обязанности. Одной из первых апостольских обязанностей было учительство «идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Как видно из книги Деяний, апостолы действительно считали учительство одной из главных своих обязанностей и исполняли ее с дерзновением. Кроме власти учить, Иисус Христос даровал апостолам власть управления Церковью: «… что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
Помимо этого на апостолов была возложена еще одна основная и чрезвычайно важная обязанность – священнодействие, то есть сообщение людям освящающей благодати. Господь повелел им крестить (Мф.28,19), совершать евхаристию (Лук.22,19) и прощать грехи (Ин.20,23).
Апостольское служение не могло прекратиться со смертью апостолов. Передавая апостолам полноту пастырской и учительной власти, Иисус Христос сказал: «… се Я с вами во все дни до скончания века».
Проповедуя Евангелие и основывая христианские церкви, апостолы поставляли в них своих преемников (Деян.14,23; Тит.1,5), которым через таинственное рукоположение передавали тройственную власть, воспринятую ими от Самого Христа.
К апостольским преемникам относятся знаменательные слова апостола Павла: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Кровию Своею» (Деян.20,28). Наконец, святые апостолы избранным и посвященным своим преемникам заповедовали передавать через рукоположение власть другим, избранным и подготовленным людям (II Тим. 2,2; Тит. 1,5).
Непрерывность апостольского преемства ничем не может быть заменена или восполнена там, где она отсутствует или искажена - это один из необходимых признаков Святой Соборной и Апостольской Церкви. Василий Великий в первом каноничеcком послании к епископу Амфилохию Иконийскому пишет об отсутствии апостольского преемства у раскольников:
«…оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцёв, и чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали.».
Разумеется, благодать рукоположения нельзя понимать в «магическом» смысле. Епископское служение имеет силу только в единении с Церковью и в Церкви, а не в отрыве от нее, ибо в этом случае оно утрачивает свою действительность. Какое-либо собрание верующих не может никого рукоположить или отторгнуть из епископского сана - но могут только те, кто сами получили такое право от Господа.
Православные могут проследить преемственность епископских рукоположений своих священников вплоть до апостолов. Исторически наши епископы, митрополиты и патриархи ведут такую преемственность от Константинопольской Православной Церкви, которую основал сам апостол Андрей.
Кроме того, посвящением в епископы будущего патриарха Алексия I в 1913 году руководил патриарх Антиохийский Григорий IV, причем преемственность Антиохийского патриарха задокументирована вплоть до самого апостола Павла.
Патриарх Алексий I рукоположил в епископский сан будущего патриарха Алексия II, а также епископов, впоследствии участвовавших в епископской хиротонии будущего патриарха Кирилла. То есть наш патриарх рукоположен через непрерывную цепь апостольского преемства от учеников Христа, правомочность его церковного служения не может быть оспорена.