Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Ср июл 16, 2025 11:22 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 794 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 53  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 3:32 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ПОБЕДОНОСЕЦ ГЕОРГИЙ
Св. Георгий жил во времена императора Диоклетиана, был сыном богатых и благочестивых родителей-христиан. Поступив в военную службу, Георгий своею доблестью, умом и красотой скоро сделался любимцем Диоклетиана и заслужил звание тысяченачальника.

Однажды, став свидетелем бесчеловечного судилища над христианами, он раздал свое имение бедным, обличил неправду царя и исповедовал свое христианство.

Приняв жесточайшие страдания и победоносно преодолев их, св. Георгий принял мученическую кончину за Христа в 303 году, в Никомидии.

Житие св. великомученика Георгия стало примером непременной победы Добра над силами тьмы. Георгий Победоносец, поражающий змея, - герб города Москвы и вместе с тем символ побеждающей зло России.


Молитва
О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие!

Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.

Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триилостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 3:38 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ, АРХИЕПИСКОП МИРЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЕЦ
Он родился от благородных и благочестивых родителей во времена императора Валериана (ок. 280 г.) в Ликийском городе Патаре. Благодать Божия почивала на. нем явно с самого юного возраста, проявляясь в его строгом постничестве и горячей молитве.
По достижении зрелого возраста св. Николай был поставлен пресвитером, а позже - избран епископом города Миры и для всех явился образцом несокрушимой веры, безмерного смирения, чистоты, человеколюбия и милосердия. При гонителе христиан Диоклетиане вместе с другими был подвергнут заключению и освобожден был только Константином Великим.
Присутствуя в 325 году на 1 Вселенском Соборе, св. Николай обличил и посрамил лжеучение Ария. Еще при жизни св. Николай именовался "отцом сирот и утешителем страждущих" за свою глубокую христианскую любовь.
В России почитание святителя Николая столь велико, что нет не только ни одного храма, но и ни одного православного дома, где не имелось бы иконы святого и где ему не возносились бы самые искренние и горячие молитвы.

Молитва
О всеблагий отче Николае,

пастырю и учителю всех, верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня, меча и напрасныя смерти. И якоже помиловал еси триех мужей, в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, и избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и избавит мя шуйяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

По книге В.Ю.Малягин и А.Н.Стрижев
"Молитвы о спасении России".


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 3:50 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Древнерусская простонародная духовная поэзия

Православные обереги
ОБЕРЕГ


Ангел мой, сохранитель мой,
Сохрани мою душу, успокой мое сердце
На всяк день, на всяк час, на всяку минуту
Поутру встаю, росой умываюсь,
Пеленой утираюсь
Спасова пречистого образа.
Враг сатана,
Откачнись от меня —
На мне есть крест Господен,
На том кресте записано:
«Лука, Марк и Никита-мученик
За Христа мучаются».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь.

Запись составителя; Пииежский' р-н Архангельс-кой обл., 1972 г.

ОБЕРЕГ УТРЕННЯЯ МОЛИТВА
Ангелю мой,
Сохранителю мой,
Сохрани душу мою,
Скрепи сердце мое.
Враг-сатана,
Отступись от меня —
Есть у меня
Почище тебя,
Да получше тебя:
Марко да Лука,
Третий — Никита, святой мученик,
За меня муку терпит,
За меня Христа молит;
Есть Иван-Богослов,
Друг Христов.
Наперед меня крест.
Назади меня крест.
Я крестом крестилась, '
Богородицей оградилась.
Господи, благослови.
Аминь.

Виноградов, 1908, с. 72; г. Ветлу га, запись конца XIX — начала XX

ОБЕРЕГ
Ложусь я, раба (имя), под Богородицкий крест, под Спасову ручку: крест надо мной, крест креста ублажает, ангел меня сохраняет. Враг-сатана, отступись от меня' Я не твоя, я — Божинькина!

Говорить на сон трижды и плюиугпи.

Виноградов 1907, с, 7, Тотсмскмй уезд Вологод-ской губ.; запись конца XIX — начала XX и

ОБЕРЕГ ДОМА
Когда одна остаешься дома ночевать, надо сказать три раза:
Господи, благослови, Христос!
Домочек-избушечка,
Окладны бревешечка,
Наокруг домочка,
Наокруг дворочка
Крыша медна,
Тын железный,
Ограда каменна.
Анделы в окошко,
Богородица во двери, -
Сам Иисус Христос
В большом углу сидит
Со анделами,
Со арханделами.

Обрядовая поэзия, с. 165; д. Кушкопала Пмпсж СКОРО р-иа Архангельской обл.; запись 1972 г.

ОБЕРЕГ ОТ ЗЛОГО ЧЕЛОВЕКА
От злых дел, от злых людей, (на) твоих Божиих премудрых словах утвердил небо и землю, солнце и месяц, луну и звезды Господ-ни. И так утверди сердце (чье — назвать имя) по стопам п заповедям Небо - ключ, земля - замок тому ключу наружному. Так тын, над аминями аминь. Аминь
Говорить на сон трижды и плюиугпи.

Виноградов 1907, с, 7, Тотсмскмй уезд Вологод-ской губ.; запись конца XIX — начала XX и


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 3:54 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
ОБЕРЕГ: СОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ПРИСНОЙ ДЕВЫ МАРИИ


Сей лист Богородицын писан в Иерусали-ме городе у гроба, и оное святое писание.на сей свет сослано от Бога самого, Господа нашего Иисуса Христа- ко Льву-царю, а Лев-царь, освя-тивши его, послал к брату своему королю Карлу против неприятеля. А сей лист имеет такую силу: который человек хочет его читать или слушать л л и спишет, тому очищение всех грехов будет, или аще у того человека в доме жена беременна будет, а сей лист при себе иметь станет, то отрока своего легко родит, болезни никакой не получит, остерегает ее сам Господь Бог наш Иисус Христос от всякой болезни в дни ее родов,, от всякой злобности и дьявола скаредного, когда она скажет Господу нашему Иисусу Христу: «Господи Боже мой! Дай рабе Твоей терпение, как терпел Господьза нас, рабов грешных, святою своей плотью святой, и великий пророче спасал крестом Гос-пода нашего Иисуса Христа в Иордане-реке, так нас остереги, рабов грешных, от мрака, от огня, от меча, от стрелы летавшей во дни, в ночи, чтобы нас, рабов Божьих, и мрак не может нас одолеть, никакие злые напасти, ни дьявольские силы, ни сатанинские мечтания, ни злые люди — и во дни, и в ночи, на всякий час, всегда и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Найден сей лист в земле греческой на горе пред образом Архистратига Михаила Божия. А кто его читает, хочет слушать или написать в книгу к себе, тому человеку сам Господь Бог наш Иисус Христос невидимо предстоит на всяк день, помогает и счастье дает. И в доме того человека великую прибыль делает, грехов покушения дьявола из дома изгоняет, от всякой муки того человека избавляет. А тот лист напи-сан самим Господом Богом золотыми буквами, потому что молился Иисус Христос сын Божий живой. Аминь.

Архив кафедры фольклора; д. Всркола Ппнсж-ского р-па Архангельской обл.; рукопись с датой: 23 октября 1957 г.

Сон пресвятой нашей Богородицы Марии: Ночевала пресвятая Богородица во сталеном граде Вифлееме в марте месяце, и приде к ней сын ее, истинный Господе наш Иисус Христос, разбудил ее и рече к ней:
— Мати моя возлюбленная, Дева Мария, пресвятая Богородица, спишь или не спишь, или что страшное во сне своем видела?
Глаше к нему пресвятая Богородица:
— Чадо мое возлюбленное, сладчайший, прекраснейший сын Божий, спала во сталепом граде Вифлееме и зело много намаялась и видела про тебя, Господа моего, сон сильно страшен и ужасен и грозен. От того трепещет во мне душа моя и сердце мое болит. Не могу я тебе сна моего поведать и тебя, моего сына возлюбленного, в том пресновать.
И рече к ней наш Господь Иисус Христос:
— О Мати мояи возлюбленная и преблагос-ловенная Дева Мария, пресвятая Богородица, прошу тебя, поведай мне воистину сон свой, ежели про меня видела.
И глаше к нему пресвятая Богородица со слезами:
— Превозлюбленное, пресладчайшее чадо мое Иисус Христос, сын Божий! Видела я во сне Петра Апостола (в рукописи неразборчивы два слова), а тебя, мое возлюбленное чадо, в граде Иерусалиме проданным Иудой за 'зо сребреников и безвинно осужденным на смерть и живым на кресте: в трех деревьях - кипари-се, кедре и повеге и возложа на святое (нераз-борчиво одно слово) и ведоши тебя, Господа моего, до верху горы Голгофы и там, воодрузив крест в землю, и распятили тебя, сына моего возлюбленного, на том кресте руки и ноги твои и возложены на пресвятую губу, наполненную желчью надетой и того (неразборчивы три сло-ва) приведена к понитейскому Пилату игемону на распятие, и тростою по голове биен, и колотишие ударом, и бесчисленно лицо твое заплевано, и нагого к столбу привязано, и немилостиво по лицу, по плечам бьют, Иудой поруганнемо много раз, и на святую голову возложено будто уст, и того устью влеком через поток, и сплетен венец и керни и возложен на святую голову, и написали титло по-еврейски, гречески, римски: «Иисус Христос, позорен царь иудейский». И при тебе же распятили два разбойника. Один разбойник тебе говорит: «Иисус, сойдем со креста», — и дерзко ругал-ся, а благоразумный разбойник воспрещает ему и говорит: «Мы по делам нашу достойнуюсмерть принимаем, а сей неоцененный наш Иисус Христос безвилно страдает за грехи наши, желая спасения нашего». И благоразум-ный разбойник говорит: «Помяни меня, Гос-подь, когда придеши во царствие Твое». — «Ты к нам, — рече (Христос), — днесь со мною будешь в раю. Вера твоя спасет тебя». И един воин жидовский слышал Твое слово, копьем в пресвященны ребра Твои, и из ребер Твоих проникла кровь и вода на исцеление всем православным и намучившимся душам, телесам . человеческим. Вошел самовольно па крест и поколевал много бесов, и земля от ужасного Твоего терпения потрескается, и каменья над-вое колются, солнце померкло, и луна в кровь образовалась, звезды с неба падают, завесы в церкви надвое раздираются сверху донизу, и бысть тьма на всей земле от шестого часа и до восьмого времени. Пришли от Аримофея благо-образный Иосиф, сняли Твое бездыханное тело со креста, сняли и, обвив плащаницею чистою, положили Тебя, Господа моего, как мертвого во гроб и понесли чистого в Белград. Тогда сын мой возлюбленный тихим голосом проговорил: «Иосиф, Иосиф! Что меня несешь, а ничего не поешь?» Л Иосиф говорит к Тебе со слезами: «Владыка мой и Господи, что нам пети?» — «Да пойте, — сказал Ты ему, — сходнуюпесню «святой Боже, святой крепкий, святой бессмертный, помилуй нас». Мария Магдали-на, пришедши рано ко гробу Твоему с плачем н рыданием, слезами промыть, помазала Твое святое и живоносное тело. И будь же Ты, сын мой возлюбленный, в третий день воскрес из мертвых. К аду сошел, державу разрушил, стер двери железные, врата медные стер, двери же-лезные сломил, Адама и Еву, преступивших заповедь твою, и вся сущая с ними из ада извел и мертвых из гробов воскресил. А пслш.1 со славою вознесся на небо и воссел на престоле Своем одесную от Бога и Отца Своего. И рече к ней наш Иисус Христос: — О! Мати моя, возлюбленная и преблагос-ловенная Дева Мария, пресвятая Богородица! Воистину этот сон Твой Богородицын о мне не ложен, а правдив. Ко кресту пригвозден, ^яко человек, и во гроб положен, яко мертвый, в славе воскресну, спасу род человеческий от прелести дьявола, и сниду адову державу раз-рушу, врата медные сотру, двери медные слом-лю. Адама и Еву, преступивших заповедь мою, всех сущих с ними, веровавших в Меня, пос-традавших за Меня, из ада изведу и мертвых из гроба воскрешу, и демонские полки в геенну огненную прогоню, а потом со славою вознесу-ся на небо и сяду на престоле Моего Отца. И глаголет к Нему пресвятая Богородица:
— О превозлюбленное пресладчайшее мое чадо Иисус Христос, сын Божий! Поверь мате-ри Твоей, что будет человеку тому, который сои твой Богородицыи в чистоте сердца напи-шет в книгу себе и будет держать в дому своем, во храмине пли в пути с собою носить у живота своего в частоте?
И рече к ней Господь наш Иисус Христос:
— О Мати моя возлюбленная и преблаго-честивая Дева Мария пресвятая Богородица! Аще же который человек сон твой Богородицын от чистого сердца напишет себе в книгу и будет держать в дому своем, в храмине или в пути с собою носить у живота своего в чистоте, нико-ли же к дому того человека ни огонь, ни тать не прикоснется, а в животе его не может вселить никакое бесовское мечтание, а избавлю его от напрасной смерти и вечной муки и исподоблю его царствия Моего небесного со всеми святыми моими. А аще тот человек пой-дет в путь свой длинный и ближний, а сон Твой Богородицын с собой возьмет и на себе носить будет, не заботится ни злых людей, ни разбойника, ни колдунов, ни дьявольских коз-ней, ни нечистых духов, ни бесовского мечта-ния, ни зверей лютых, ни гадов ядовитых, ни деревянного лому, ни бури, ни грому, ни мол-нии, ни огненного оружия, ни* подарного слу-чая, никаких тяжелых болезней, ни черного недуга, ни на душе скорби, ни младенческой болезни трясовицы, ни брани междуусобной, от смертоносной язвы, от напрасной смерти избав-лен будет. А аще тому человеку случится идти вперед царя, или пред вельможей, или пред святителем, или пред судом, или пред судьями своими, или на пир идти, или в новый свой дом, или плавание творить по водам, — и будет этот сон Богородицын, или кому прочитать дадите и с собою возьмет, на себе носить будет, то этот человек от царя будет помилован, от святителя омолён, судьей не осужден, господи-ном своим во всем прощен и любим, в торгах возьмет счастье, в мире от всех людей подчинит и первенство, в доме получит великое благопо-лучие, и будет храбр и мужествен, и на морях и на реках тихое благополучное будет ему плавание, его во всем защищу и помилую, и (наделю) счастием и благополучием, здравием и спасением во все дни его живота — утром рано, и вечером поздно, на всяком месте, на всякий час не отступит от него благодать моя, и благословлю дом его хлебородством и живо-том и житие его умножу. А аще случится тому человеку умереть в дому своем или в пути без отца духовного, и буде он при смерти своейвспомнит про себя сон Твой4 Богородицын и помрет за грешных людей, вольное страдание и долготерпение, или почитать кого-нибудь заста-вит во время кончины его, (нечистые силы) не могут прикоснуться к душе его и разлучить душу от тела его. Мои святые ангелы отнесут ее в царствие Мое небесное, на лоно Авраама, в вечное веселие и радование со святыми Мо-ими Архангелами. Грешные будут (избавлены) смерти вечной и вечной муки. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 3:56 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
ОБЕРЕГ СОН ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего, спала еси во святом граде в Вифлееме Иудейском, и прииде к ней Господь Бог наш Иисус Христос, и рече ей:
— Мати моя возлюбленная, Пресвятая Бо-городице! Спишь Ты во святом граде в Вифле-еме Иудейском и что во сне видишь?
И рече ему Мати Его, Пресвятая Богороди-ца:
— О сыне возлюбленной мой, изрядное мое чадо, в марте месяце, в святом граде в Вифле-еме Иудейском сон я видела престрашен: како бы Тебя, моего Господа Иисуса Христа, видела поймана и связана и приведена к Поитинскому Пилату, игемону, на дереве кипарисе распята, руци и нози Твои гвоздием пригвожденным, тернов венец на главе Твоей возложена и за-ушенна, и в ребра Твои святые прободенна, и абие изыде кровь и вода на исцеление христи-анам и на спасение душам нашим. А Никодим снял пречистое тело Твое, скрыв; благообраз-ный Иосиф плащаницею чистою обвив и в нове гробе положив; в третий день воскрес и всему миру дарова живот вечный и раздра рукописа-ние Адамово. Рече ей Господь наш Иисус Христос-- Воистину не ложен сон Твой, Богороди-це! И аще кто его в пути своем с собою носит тому человеку во всяком пути не прикоснется диавол, ни злой человек, ниже нечистый дух И аще который человек сон Твой, Богородице' в дому у себя держит, тому человеку ни татьбы, ни разбойников; в том доме рабам здравие и скотам житие, господину прибыток по водам - тихое пристанище и во беседе -честь. Аще который человек сон Твой Богоро-дице, при смерти (прочтет) или кого заставит (прочесть) - и тот человек избавлен будет муки вечныя и огня неугасимого, черви неусы-паемые и тьмы кромешные, и приидут ангелы Божии, и возьмут душу его честно, и понесут в Царствие Небесное. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Виноградов, 1907, с. 18; Тотсмскпй уезд Вологод-ском губ.; Запись конца XIX - начала XX в. .


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 3:58 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
ОБЕРЕГ СОН БОГОРОДИЦЫ
Ангел мой,
Сохранитель мой!
Сохрани мою душу,
Скрепи сердце мое!
Враг сатана!
Откачнись от меня!
Нет у меня
Ни еденья,
Нет ни кушанья.
Есть у меня
Один ангел Архангел
Со святыми Гаврилами
И святая Божья Матерь Богородица:
Христа родила
Между райскими дверьми,
Тут и пелены пеленала,
И поясы завивала —
Пелены парчовы
И поясы шелковы,
Крепко к сердцу прижимала,
Сахарны уста целовала,
Шла с горы на гору.
С волости на волость,
Шла-приустала,
Легла-приуснула.
Немного спалось,
Много сну виделось.
Видела сон
Чуден- и страшен:
Идут жиды,
Идет Иуда навстречу
Спрашивают жиды у Иуды:
- Видел ли истинного Христа?
— Видел Христа
У Филата в палаты,
В заднем кутнем окошечке-
Хлеба кушает, '
В солоницу мочит.
Идите, жиды, и поймайте -
Пошли жиды,
Поймали, сковали,
О чисто поле выносили,
На кипарис-дерево валили
В руки, в ноги
Гвоздя наковали.
Как с сухого дерева
Кора валится,
Как из раю в рай
Река течет,
Так же и из истинного Христа
Кровь течет.
Шла и увидела
Пресвятая Божья Матерь Богородица
Заплакала горькими слезами.
Истинный Христос и говорит:
— Не плачь, Божья Матерь Богородица!
Не трави своих ясных очей,
Не мочи полотняной рубахи!
Ты пойди этот сказывай сон
И старому, и малому, и благому.
И кто этот сон
Трижды в день причитает,
Избави, Господи,
От муки вечныя,
От огни горящей,
От смолы кипящей,
И даст Господи
Талану-участи,
Добру и милости,
В торгах, в промыслах
И в малых детях.

Архив кафедры фольклора: д. Нюхча Пинежско-го р-»а Архангельской обл.; запись 1972 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 4:00 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
ОБЕРЕГ ПРИ ПРОБУЖДЕНИИ ОТО СНА
Что во церкви, во соборе,
На правой руке, на престоле
Стоит Дева Мария,
Молится Богу со слезами
И просит своего Сына:
«Оже Ты, Сын,
Я виделя про тя сон,
Страшен, ужасен.
Поведут тя к Богу, к императору,
Станут руки и ноги распииати,
Голову крестом убивати.
Потечет Твоя кровь, что быстрая река.
Запечется твое тело, что еловая кора».
«Оже Ты, Мать,
Я сам про то знаю,
Я сам про то веду,
Что поведут меня к Богу».
Кто этот сон три раза проговорит, С тем человеком будет ангел ходить. О Господи, слава Тебе! Дева Богородица, слава Тебе!

Майкоп, № 100; Турсиский погост Валдайского уезда Новгородской губ.; запись 1850-х — начала 1860-х гг. –


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс июн 15, 2008 4:02 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
ОБЕРЕГ
Что во городе Иерусалиме, На престоле, на соборе Стали Христа распинати, В ножки гвоздышки вбивати, Сквозь ребрышки пробивати, Понапрасну смерти предавати, Святую кровь проливати.

Кто этот сон три раза в день проговорит, к тому человеку пс может враг доступптъ. Пойдет он в суд судиться через господ, чрез большие вельможи, и будет он прав. Случилось этому человеку при путях, при дорожках, при томной ночи - вместо поста и вместо испо-всдапъя, и вместо святого причащения. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Майков, № 101; Турспскии иоСост Валдайского уезда Новгородском губ.; запись 1850-х,- 'начала 18(Ю-х гг.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 1:24 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Что есть икона

Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности. Начиная с эпохи Возрождения, жизнь и природа на картинах изображаются посредством иллюзорного воспроизведения на плоскости доски, стены или холста трехмерного пространства — мира людей, животных, пейзажей и вещей. И даже если сюжет почерпнут из мифологии, то он переведен на язык земных образов.

Живопись экспрессионистов и абстрактная живопись призваны отобразить переживания художника, переживания, которые изменяют и нарушают пропорции событий и предметов, а также цветовые соотношения между ними, деформируют предметы до неузнаваемости или вообще обходятся без предметных образов. Но даже и в этом случае различные эксперименты с цветом, линиями, со всевозможными способами интерпретации пространства на двухмерной поверхности картины не выводят нас, зрителей в мир иной природы, иных пространственных и временных шкал, иных ценностей.

И цвет на иконах выполняет особую функцию — функцию символического языка, который должен выражать не соотношения цветов предметов и их взаимовлияние в помещении или на открытом воздухе, но свечение предметов и человеческих лиц, озаренных светом, источник которого вне нашего физического мира. Золотые штрихи на иконах олицетворяют этот неземной свет, а золотой фон символизирует пространство "не от мира сего". Теней на иконах нет. В царствии Божьем все пронизано светом.

По самому их предназначению и по самой их природе иконы нельзя и рассматривать как картины. В них нет не только обычного пространства, но нет и событий, обусловленных обычными причинно-следственными связями. Икона — это окно в мир иной природы, но окно это открыто только для тех, кто обладает особым — духовным — зрением.

Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог — несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности, реальность неизмеримо более важная и непреложная, чем быстротечная собственная земная жизнь. Реальность вездесущая, незримо стоящая за каждым событием, незримый свидетель и судья, от чьего взора невозможно укрыться никогда и нигде.

Но само пространство тоже таинственно: есть пространство видимых и ощущаемых событий, но есть и пространство событий потусторонних — невидимых и неощущаемых, о которых люди узнают только в результате откровения.

Из "того" мира в этот вливается Божественная воля и Божественная благодать. Из него в мир земной могут прийти посланники, вестники-ангелы, может явиться какой-либо святой, и даже сама Богородица...

Принципы и художественные средства создания икон формировались в течение многих веков, прежде чем Древняя Русь приобщилась к этой стороне человеческой культуры. Традиции иконотворчества пришли в Древнюю Русь вместе с принятием ею христианства из Византии в конце Х века.

Искусство Византии того времени носило, главным образом, религиозный характер и подчинялось строгим законам, как в отношении содержания, так и в отношении формы.

Регламентация канонических типов икон и иконографического стереотипа образов была итогом длительных дискуссий и борьбы, разгоревшейся вокруг догматических проблем, связанных с культом икон, борьбы, важнейшим эпизодом которой была эпоха иконоборчества и запрета культа икон. Эта эпоха продолжалась более ста лет и закончилась примерно за полтора века до крещения Руси.

Одной из важнейших причин отрицания, а затем и запрета культа икон явилось военное и идеологическое давление на южные и восточные границы Византийской империи арабов, сплотившихся под знаменем новой религии — ислама. В догматах ислама библейские запреты творения и почитания кумиров, к которым мусульмане относят и крест, и иконы, приобрели абсолютный характер, и это оказывало заметное влияние на умонастроения пограничного населения Византии.

В 730 году византийский император Лев III запретил культ икон. Этому в значительной мере способствовало то, что до воцарения он в течение многих лет служил в восточных провинциях Империи и, очевидно, не только был хорошо знаком с религиозными концепциями ислама, но и испытал известное влияние со стороны епископов Малой Азии, которые стремились (опять-таки под подспудным воздействием идеологии ислама) в максимальной степени очистить христианскую религию от всего материального, чувственного, недуховного. Многие иконы, мозаики, фрески были уничтожены. Однако иконопочитание не прекратилось. Оно продолжалось, хотя его приверженцы подвергались преследованиям, порой очень жестоким.

Культ икон был восстановлен временно в 787 году на VII Вселенском соборе (в Никее) и окончательно — в 843 году.

Одним из авторитетных защитников почитания икон был крупнейший богослов и политик Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 750 г.), чьи доводы во многом определили смысл и содержание решений VII Вселенского собора. Иоанн Дамаскин учил, что библейский ветхозаветный запрет на изображение Бога носил временный характер: "В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимое Бога. Не невидимое Божество изображаю, но изображаю виденную плоть Бога..."

Опираясь на учение предшественников, Иоанн Дамаскин обосновывал правомерность творения образов тем, что "человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида". Бог изволил прийти к людям Своим Сыном, воплотившимся Словом, Иисусом Христом. Он является в мир людей и обладает человеческим телом и обликом, — "ибо мы имеем нужду в том, что нам родственно". Он даровал нам Свой видимый образ.

Однако то, что было дано как видимое, конечно же, не передает и не выражает все свойства и сущность непостижимого Бога. Но как тело имеет тень, так и всякий оригинал имеет копию, и "икона есть напоминание".

И как само Священное писание есть словесное изображение, образ священной истории, так и иконы составляют ее изображение, пересказ, но не словами, а линиями и красками.

Не имея возможности обозначить в видимых чувственных формах невидимые свойства Первообраза, мы были бы не в состоянии возвыситься до созерцания духовных предметов. Поэтому икона — образ — является не иллюзорным воспроизведением изображаемого, но — чувственным символом, при помощи которого мы обретаем способность подняться до постижения бесплотного — Божественного. "Через символы легче вознестись и горняя помышлять."

Икона, таким образом, играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным.

Так был определен смысл и сформулирована концепция иконотворчества.

В решениях VII Вселенского собора декларируется подчинение художников-иконописцев требованиям Церкви в отношении строгого следования иконографическим канонам при написании образа.

Однако иконографические каноны оформились не сразу, а постепенно и закрепились как традиции и правила, регламентирующие и набор, и характер, и способ изображения религиозных сцен и образов святых. Это объясняется тем, что иконам был придан статус носителей и хранителей церковного исторического предания. Поэтому нарушение иконографического канона было чревато искажением предания, впадением в ересь и строго наказывалось. "Иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и самомышлению."

ИКОНОПИСЬ http://www.obraz.org.ua/02_IKONOPISCAM.htm
ИКОНЫ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ http://www.obraz.org.ua/Spasitel.htm
ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ http://www.obraz.org.ua/Bozh_Mater.htm
ИКОНОСТАС http://www.obraz.org.ua/Ikonostas.htm
ДОМАШНИЙ ИКОНОСТАС http://www.obraz.org.ua/Dom_ikonostas.htm

Источник: диск «Свтые Лики» / Iеромонахъ Тихонъ (Козушин)//.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 1:42 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Образ
http://www.obraz.org.ua/index.htm

ИКОНА
– не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений…Церковь хочет выразить в образе свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной... Язык иконы выработался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Монахиня Иулиания Соколова. Труд Иконописца.


Obraz.org.ua - это православный Интернет – проект, направленный на содействие развитию иконописи. Материалы сайта ориентированы на иконописцев, ценителей и почитателей иконы, священнослужителей, знатоков иконописи и всех православных христиан.


ПОЧИТАТЕЛЯМ ИКОН
Икона и Православие http://www.obraz.org.ua/icona_pravslav.htm
Икона в храме http://www.obraz.org.ua/hram_icons.htm
Иконостас http://www.obraz.org.ua/Ikonostas.htm
Икона в доме http://www.obraz.org.ua/icona_dom.htm
Домашний иконостас http://www.obraz.org.ua/Dom_ikonostas.htm
Икона Троицы http://www.obraz.org.ua/Troica.htm
Иконы Христа Спасителя http://www.obraz.org.ua/Spasitel.htm
Иконы Божьей Матери http://www.obraz.org.ua/Bozh_Mater.htm
Русские святые http://www.obraz.org.ua/rus_holy.htm
Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. (Е. Поселянин) http://www.obraz.org.ua/Bogomater.htm
Заметки об Украинской Иконе http://www.obraz.org.ua/ob_Ukr_Ikone.htm
Українська ікона http://www.obraz.org.ua/Ukr_ikona.htm
Православные ссылки http://www.obraz.org.ua/links.htm

ИКОНОПИСЦАМ
Первые иконописцы http://www.obraz.org.ua/hystory.htm
Как писали иконы http://www.obraz.org.ua/Kak_pisali_ikony.htm
Цвет в иконе http://www.obraz.org.ua/Cvet.htm
Свет в иконе http://www.obraz.org.ua/Svet.htm
Прямая и обратная перспектива http://www.obraz.org.ua/Perspektiva.htm
Время в иконе http://www.obraz.org.ua/Vremja_v_ikone.htm
Начинающему иконописцу http://www.obraz.org.ua/manual.htm
Иконопись (технология иконописи) по материалам книги «Труд иконописца» монахини Иулиании (Соколова М. Н.) http://www.obraz.org.ua/iconpaiting.htm
Литература по иконописи http://www.obraz.org.ua/books.htm
Материалы для иконописи http://www.obraz.org.ua/Materialy.htm

ИКОНОПИСНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Мастерская Витaлия Дaниленко http://www.obraz.org.ua/master.htm
Иконы мастерской (каталог икон) http://www.obraz.org.ua/gallery.htm
Партнерам http://www.obraz.org.ua/icon_part.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 2:17 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Первые иконописцы http://www.obraz.org.ua/hystory.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 2:20 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Иконы Божией Матери

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.
Богоматерь на русских иконах всегда в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.
Как замужняя женщина. Пречистая имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).
Другая важная деталь одеяния Богородицы — поручи (нарукавники). Поручи — деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице — всей Церкви) — Первосвященнику Христу.
На челе и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Слова.
Существует пять основных типов изображений Божией Матери: это "Молящаяся", "Путеводительница", "Умиление", "Всемилостивая" и "Заступница".

1. "Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение")

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

2. "Путеводительница" ("Одигитрия")

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу — святому апостолу Луке.
На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская.

3. "Умиление" ("Елеуса")

На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.
Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

4. "Всемилостивая" ("Панахранта")

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.
Из икон этого типа в России наиболее известны — "Державная" и "Всецарица".

5. "Заступница" ("Агиосортисса")

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.

Источник: диск «Свтые Лики» / Iеромонахъ Тихонъ (Козушин)//


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 2:23 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Иконы Христа Спасителя

Иконы Христа — воплотившегося Бога Слова занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."
Ранние христиане изображали Христа а виде агнца, в виде рыбы, в виде доброго пастыря, несущего на плечах овцу. Позднее эти символические изображения были запрещены. В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко — благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.
Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества — Божественное и человеческое. Иконописец пишет Лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос — "совершенный человек по человечеству". Нимб передает то, что Христос и "совершенный Бог по Божеству".
На иконах Христос часто изображается с книгой — она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно — спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.
Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).
Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя.
Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.
Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:
1. Спас Нерукотворный
2. Спас Вседержитель (Пантократор)
3. Спас на престоле
4. Спас в силах
5. Спас Эммануил
6. Спас Благое Молчание

Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.
Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.
На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.
На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)
Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле
Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах
Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил
Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание
Спас Благое Молчание — еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" — таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" — это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается . в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной — опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего — Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Источник: диск «Свтые Лики» / Iеромонахъ Тихонъ (Козушин)//


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 2:26 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Икона Троицы
Всем известна икона Святой Троицы Андрея Рублева. Рублев взял краски для своей иконы не из сумрачной Византийской палитры, а из окружающей его природы с ее белыми березками, зеленеющей рожью, золотистыми колосьями, яркими васильками. Сколько людей со времен преподобного Андрея застывало в восхищении перед этой иконой! Сколько иконописцев пытались повторить чудный образ! Несомненно, "Троица" Рублева — одно из самых знаменитых и таинственных произведений мировой живописи. Таким, как мы его знаем сейчас, это величайшее произведение мирового искусства предстало взору реставраторов в 1919 году.
Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным стадом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!
Так в чем же проявился поразительный гений Рублева? Давайте внимательно посмотрим на икону.
Во-первых, мы заметим, что Рублев убрал фигуры Авраама и Сарры, угощающих дорогих гостей. Богатая сервировка стола сменилась одной-единственной чашей, на которую указывает средний ангел. Большой дуб превратился в маленькое древо. Так икона осталась узнаваемой, но из нее исчезло все сиюминутное, уступив место вечному.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. В Православном учении Троица именуется единосущной, нераздельной, живоначальной и святой. Как изобразить Троицу на иконе, не потеряв ни одно из этих понятий? Некоторые иконописцы (после Рублева) писали у среднего ангела крестчатый нимб, как на иконах Спасителя. Но обозначив Бога-Сына, они теряли в другом: пропадала единосущность Троицы. Понимая, что нельзя изображать среднего ангела резко отличным от боковых, другие писали крестчатые нимбы у всех трех, однако это только усугубляло ошибку, ведь подобный нимб совершенно исключается при изображении Бога-Отца и Святого Духа.
Рублев нашел прекрасный выход из положения. Единосущность на его иконе передана тем, что фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Каждый из ангелов держит в руке жезл — в ознаменование божественной власти. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Так, одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Спасителя. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Незаметными и легкими штрихами великий мастер показывает нам лица Святой Троицы, но при этом нисколько не нарушает догмат о их единосущности.
Не менее гениально передана на иконе и нераздельность. Средний ангел указывает на чашу, стоящую на престоле. Если наклон голов и фигур двух ангелов, направленных в сторону третьего, объединяет их между собой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного... она стягивает движенья рук. Мы видим, что ангелов три, а чаша одна — это композиционный и смысловой центр иконы. И тут нам открывается, что три ангела Великого Совета находятся в сокровенной беседе, беседе безмолвной, причем содержание ее — участь человеческого рода, ведь жертвенная чаша — символ добровольной жертвы Сына!
Икона, в которой нет ни действия, ни движения, полна одухотворенности, высокой просветленности и торжественного покоя. Художник представил здесь величие жертвенной любви, когда отец посылает своего сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести себя в жертву людям.
На иконе есть еще несколько символов: дерево, гора и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублева в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Гора воплощает святость Троицы, а дом — Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь), Гора — за спиной третьего ангела (Дух Святой).
По толкованию греков, образ Троицы — не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся из трех основных народов. Призыв этот не потерял актуальности и по сей день.

Источник: диск «Свтые Лики» / Iеромонахъ Тихонъ (Козушин)//


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт июн 17, 2008 3:11 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс дек 02, 2007 3:00 am
Сообщения: 3372
Откуда: Fanatical Fascists- чернее Чёрной Сотни
Вероисповедание: патриот
Ведомому к Богу http://vedomomu-bogu.narod.ru/index.htm

Первые шаги к православию http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_shagi/index.htm

АНГЕЛЫ

Священномученик Серафим Звездинский,
епископ Дмитровский
http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_sh ... inskii.htm

Почему ты не в Церкви ?

1 глава. Посещение церкви - необходимость. http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_sh ... mpii_1.htm
2 глава. О пользе посещения храма. http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_sh ... mpii_2.htm
3 глава. Отговорки и искушения. http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_sh ... mpii_3.htm
4 глава. Как вести себя в Церкви. http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_sh ... mpii_4.htm
5 глава. О Божественной Литургии, поминовении, просфорах, ладане и свечах. http://vedomomu-bogu.narod.ru/pervii_sh ... mpii_5.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 794 ]  На страницу Пред.  1 ... 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 ... 53  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }