Чёрная Сотня http://sotnia.ru/forum/ |
|
О священных кочерыжках http://sotnia.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=15834 |
Страница 1 из 2 |
Автор: | Инакий [ Сб мар 09, 2013 11:33 pm ] |
Заголовок сообщения: | О священных кочерыжках |
Протоиерей Павел Великанов О священных кочерыжках Протоиерей Павел Великанов о святынях и "святыньках" Источник: Фома лавное в первый год учебы в семинарии – и это подтвердит любой её выпускник –найти правильную "нору". Не "крышу", а именно "нору", куда можно "зарыться". Проблема тишины и покоя более чем актуальна для общежития, где живут по 15 – 20, а то и больше человек в комнате, аудитории тоже не на одного учащегося рассчитаны, ну а в библиотеке столов – кот наплакал. И если хочешь здесь выжить – неизбежно начнёшь что-то придумывать. Вот и находят юные умы разными правдами – неправдами входы в какие-то нежилые комнатки, комнатушки, углы, чердаки, подлестничные пространства – лишь бы можно было уединиться и спокойно посидеть час – другой за книгой или конспектом лекций. И вот, как-то на первом курсе семинарии захожу я в одну такую "нору" – а нора-то царская, официальная, "писарской" именуемая – и вижу картину, которая не может не веселить душу вечно голодного студента: приехал однокурсник из дома, и привёз с собой такой замечательный свеженький тортик. Чайник давно закипел, в кружки и стаканы разливается заварка – и, как полагается православным, творится молитва. Старший благоговейно крестит письменный стол с "яством" и "питием" – и в последний момент его рука вдруг так и застывает в воздухе, а на глазах – выражение искреннего ужаса. "Братцы, да что же мы творим! Сегодня же пятница!!! Постный день!" Коллизия, однако, или, как это говорится по-церковному, "искушение". Но это – еще далеко не конец. "Слушайте, а с тортом-то что теперь делать? Мы же его перекрестили – он же ведь теперь благословленный! Придётся всё равно есть – а вдруг он за сутки испортится?!" И это спасительное для голодных семинаристов слово легко и благодатно ложится на благочестивые сердца, отодвигаются стулья, торт быстро исчезает – хотя и остаётся в воздухе ощущение какой-то недосказанности. "Эх, братцы, грешники мы", – раздаётся чей-то робкий голос. Впрочем, ему никто не возражает – торта-то всё равно уже больше не осталось, – как и самой проблемы. Про этот случай я вспомнил на приходе, когда одна из свежевоцерковлённых дам на полном серьезе озадачила меня вопросом, а куда приносить огрызки от освящённых на Преображение яблок. "Мне говорили, у вас в храме есть специальное место, где утилизируются всякие святыни". Ни больше, ни меньше. Как это ни звучит парадоксально, но иногда даже для глубоко воцерковлённого человека освящение может восприниматься как... заражение благодатью: да-да, даже не "заряжение", а именно заражение благодатью как особой силой, резко контрастирующей и противопоставляющей себя окружающему обычному миру. И когда этот "заражённо-освящённый" предмет попадает в профанную среду – то если он и не "сдетонирует", то уж попрание святыни произойдёт неизбежно. Именно отсюда – неистребимая популярность среди верующих людей домов с печами, где всегда можно предать огню любую пришедшую в негодность святыню. Теперь не трудно догадаться, что происходит со скорлупой от пасхальных яиц, пакетиками от просфор, бутылочками из-под освященного елея и прочими священными кочерыжками. Ну а поскольку среди очень обеспокоенных защитой от козней внешнего мира и врага рода человеческого освящению подлежат абсолютно все предметы, связанные с жизнедеятельностью человека – включая обувь, одежду и т.п. – можно, дальше я мысль продолжать не буду?... Простите, простите: зарекаюсь подшучивать над религиозными чувствами – а то и схлопотать можно. Просто очень хочется, чтобы некогда и в головах, и в сердцах прихожан выстроилась хотя бы приблизительная иерархия святынь и соответствующее отношение к ним. Ведь для Церкви главная святыня – Христос Спаситель, Который и преподаёт Себя Своим верным в Таинстве Его Тела и Крови – Божественной Евхаристии. И следующая за этим святыня – вовсе не просфоры, не святое масло, даже не иконы и тем более не освящённые кочерыжки, а – человек, который принимает в себя Самого Христа! Принимая Божественные Дары с трепетом и страхом Божиим, он становится не просто членом церковной общины, а Его реальными руками и ногами – если только эти руки и ноги делают то, что Он от них хочет. Мы – члены Его тела: и это утверждение апостола Павла – констатация практически физиологического факта действительного и действенного присутствия Иисуса Христа в этом мире, а вовсе не красивая аллегория. Присутствия "здесь и сейчас". Нет у Христа других "агентов влияния" в этом мире, кроме тех, кто становится сосудом Его благодати, имеет Его в себе "живуща и пребывающа", Его исповедует "едиными усты и единым сердцем", Им "живёт, и движется, и существует". И когда эта рука вместо поддержки еле стоящему на ногах от долгой службы ребёнку отвешивает хороший щелбан по лбу за то, что свечку от лампадки, а не от соседней свечи зажёг – едва ли она действует как Христова рука, даже если её хозяин только что отошел от Чаши. Когда руки-ноги в таком параличе – не только Голове худо, но и всему телу. Всё, чем живёт Церковь – весь различный и богатый по формам и содержанию ритуал богослужений и келейной молитвенной жизни – важен лишь постольку, поскольку участвует в регулярном воспроизведении нашей личной Тайной Вечери, нашего теснейшего общения с Ним. Какой бы неочевидной ни казалась нам связь любой церковной святыни с Евхаристией – но только наличие этой тонкой и порой едва заметной ниточки и делает этот предмет – христианской святыней. Стоит только оборвать её – и мы тотчас оказываемся погружёнными в бесконечный магический водоворот "святынек", от которых в действительности есть только один прок – коммерческий. ...Так что же с огрызками? Я вспоминаю случай, который произошел с одним близким мне священником. Как-то освятил он машину, и буквально через несколько дней приходят к нему те же люди с нескрываемым возмущением. "Батюшка, вот вы нам машину освящали – а на следующий день в такую аварию попали, что машина даже ремонту не подлежит!.." – "А люди-то живы? Никто не пострадал?" – "Нет, хоть в этом, слава Богу, повезло! Ни царапины!" – "Так машину-то я для кого освящал – для неё самой – или для тех, кто в ней ездит?"... Надеюсь, я ответил на вопрос, куда девать "освящённые кочерыжки"? http://www.religare.ru/2_100084.html |
Автор: | Дионисий Старцев [ Вс мар 10, 2013 4:41 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Насчет семинарии как-то сомнительно, ибо учитывая характер юношей, туда поступающих, не думаю что они склонны к шуму - скорее подобрались социофобы отпетые, вот и устраивают свои сборища. В принципе до 30 здоровых мужиков при наличии общих целей и задач гудят намного тише, чем то же количество баб |
Автор: | Алексий [ Вс мар 10, 2013 4:17 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Ну пошутить над нами немощными конечно можно, как сей батюшка, но проблемы все же бывают. Ну ладно там огрызки, но ведь, например, нельзя же изображение Креста Господня осквернять. А он, скажем, на той же коробке из под торта. Ну и разные случаи такого типа бывают, что не всегда можно сообразить - как поступить. |
Автор: | Сергѣй [ Вс мар 10, 2013 4:40 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Т.е. по мнению многоуважаемого о.протоиерея и досточтимого журнала ФОМА, можно, и даже нужно, ничтоже сумняшеся, сливать освященную воду в унитаз, а освященные предметы - в помойку... Я не сомневаюсь в глубокой образованности и знаниях вышеозначенного пастыря, а также глубокоуважаемого господина Легойды и иже с ним сотрудников редакции ФОМЫ, но честно говоря, мне гораздо приятнее видеть простую женщину, благоговейно относящуюся к высмеиваемым здесь кочерыжкам от яблок, чем умствования таких вот товарищей, которые до того "освятились", что после Св.Евхаристии себя на второе священно место ставят, а остальное для них - только в помойку годно... |
Автор: | Максим Алтайский [ Вс мар 10, 2013 4:46 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Воистину. Чистому все чисто, но чтобы брата не соблазнить не только "не буду вкушать мяса вовек", но и кочерыжку от яблока съесть полностью, тем поче сие сугубо полезно. |
Автор: | сергий фролов [ Вс мар 10, 2013 6:55 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
в яблочных косточках-полно йода. |
Автор: | р.Б.Фёдор [ Пн мар 11, 2013 2:16 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Нужно, по моему, к этим вопросам спокойно относится. Не стоит сливать святую воду в унитаз и тому подобное, а вот огрызки, крошки и др. - то в мусорку, там им и место. И вот такого тоже не понимаю (не в смысле про голодных студентов, а ведь бывает и в самом деле такое отношение к еде). Цитата: Слушайте, а с тортом-то что теперь делать? Мы же его перекрестили – он же ведь теперь благословленный! Придётся всё равно есть – а вдруг он за сутки испортится?! Хочешь - ешь, не хочешь - не ешь, испортится - придется выкинуть.
|
Автор: | Дионисий Старцев [ Пн мар 11, 2013 4:45 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Пусть бы и сьели парни торт - что, жалко тому священнику что ли? Холодильников в семинарии все равно нет, зато тот священник был бы в дальнейшем авторитетом |
Автор: | Сергѣй [ Пн мар 11, 2013 7:49 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
р.Б.Фёдор писал(а): Хочешь - ешь, не хочешь - не ешь, испортится - придется выкинуть. Во-первых, просто некрасиво еду благословить, прочитать молитву, а потом ее выкинуть, так что в данном случае правильнее этот торт все же съесть, тем более, что он не из свинины сделан, и состав его наверняка на 90% постный, окромя пары яиц... Так что ничего в этом случае примечательного нет, на старших курсах семинарии никто бы и внимания не обратил на такое... А во-вторых, дело тут не в торте и не в кочерыжках... Одной из особенностей православного модернизма является как раз такое вот пренебрежительное отношение к любым традиционным формам благочестия. С таким вот умным и высокомерным видом нам говорят, что единственно главное в Православии - его Господь и это Таинство Евхаристии, посему и надо причащаться нам, чем чаще, тем лучше, а остальное - это все вещи второстепенные, в большинстве своем пережитки темных и некультурных времен, и относиться к ним надо в лучшем случае со снисходительной улыбкой... Никто не сомневается в важности Причащения, только вот дело в том, что отметая все иное, мы становимся практически протестантами, теряем связзь со своей русской культурой, с традициями, освященными многими поколениями наших предков, перестаем быть в конечном итоге русскими людьми, становясь такими общеправославными общечеловеками, родства не помнящими... Посему кроме прописных истин о важности чтения Евангелия, участия в Таинстве Причащения и т.п., неплохо бы нашим настоящим и будущим пастырям помнить и о том, что они находятся в Русской Церкви, и что именно благочестие русского народа, тех самых бабушек с кочерыжками, хранило всегда нашу Церковь и помогало ей выжить во времена самых тяжких испытаний... Потому, что от малого благочестия возрастает вера и крепость духовная, а вот красиво говорить постоянно о высоких вещах может быть обычным пустословием, ничем не подкрепленным... |
Автор: | Карл Фридрих фон Чеченев [ Ср июн 12, 2013 8:11 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Цитата: лавное в первый год учебы в семинарии – и это подтвердит любой её выпускник –найти правильную "нору". Не "крышу", а именно "нору", куда можно "зарыться". Проблема тишины и покоя более чем актуальна для общежития, где живут по 15 – 20, а то и больше человек в комнате, это в келии штрафников у нас табун жил, а так 4-5 человека в среднем. а было и меньше. да и проблемой тишины дежпомы занимаются, тем более после учебы и послушаний особо не пошумишь, спать охота |
Автор: | Карл Фридрих фон Чеченев [ Ср июн 12, 2013 8:33 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Цитата: В принципе до 30 здоровых мужиков при наличии общих целей и задач гудят намного тише, чем то же количество баб ![]() ![]() ага, наши регентши то распевку устраивали, то стирку, то сплетни, то еще чего |
Автор: | Карл Фридрих фон Чеченев [ Ср июн 12, 2013 9:30 am ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
а есть бывшие семинаристы на сайте? хоть в личку напишите, у нас стоко приколов в общаге было. в инете не опубликуешь, но времена золотые были |
Автор: | Дионисий Старцев [ Ср июн 12, 2013 3:08 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Сергей есть - который по старо-славянски написан, он вроде как отучился в семинарии. Я не поступил в семинарию, а из всех приколов знаю только использование горчицы и перца вместо майонеза |
Автор: | Максим Алтайский [ Ср июн 12, 2013 3:11 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Правильно - вкус баланды епархиальной перебивает и от глистов хорошо) и полезнее) |
Автор: | Дионисий Старцев [ Ср июн 12, 2013 3:55 pm ] |
Заголовок сообщения: | Re: О священных кочерыжках |
Да Максим, баланда редкостно неприятное блюдо. Кстати, как там, в семинарии, еще поди едят куриные шейки? Єтож надо так над молодыми парнями издеваться - их вместо нормального мяса кормют птицей, точнее кожей птицы с костями повзоночника |
Страница 1 из 2 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |