Обратим еще раз внимание на дату публикации первой редакции декрета – 23 декабря 1917 года (по старому стилю). Неужели за два месяца, прошедших после захвата власти, большевики успели подготовить план реформирования русского письма? Да и вообще – до составления ли новых орфографических правил им было в охваченной беспорядками стране?
Конечно же, нет. Никаких правил правописания революционные солдаты и матросы не составляли. Подготовлена реформа была задолго до октября 1917 года; подготовлена не революционерами, а лингвистами. Конечно, не все они были чужды политике, но вот показательный факт:
среди разработчиков новой орфографии были люди с крайне правыми (можно сказать, контрреволюционными) взглядами, например академик А. И. Соболевский, известный своим активным участием в деятельности разного рода националистических и монархических организаций. Подготовка к проведению реформы началась в конце XIX века: после выхода в свет трудов Якова Карловича Грота, впервые собравшего вместе все орфографические правила, стала ясна необходимость упорядочения и упрощения русского правописания.
Необходимо отметить, что мысли о неоправданной сложности русского письма приходили в голову некоторым ученым еще в XVIII веке. Так, Академия наук впервые попыталась исключить букву «ижица» из русского алфавита еще в 1735 году, а в 1781 году по инициативе директора Академии наук Сергея Герасимовича Домашнева один раздел «Академических известий» был напечатан без буквы Ъ в конце слов (иными словами, отдельные примеры «большевицкой» орфографии можно было встретить за сто с лишним лет до революции!).
В первые годы XX века свои проекты реформы русского письма предложили Московское и Казанское педагогические общества. А в 1904 году при Отделении русского языка и словесности Академии наук была создана Орфографическая комиссия, перед которой и была поставлена задача упрощения русского письма (прежде всего – в интересах школы). Возглавил комиссию выдающийся русский языковед Филипп Федорович Фортунатов, а в ее состав входили крупнейшие ученые того времени – А. А. Шахматов (возглавивший комиссию в 1914 году, после смерти Ф. Ф. Фортунатова), И. А. Бодуэн де Куртенэ, П. Н. Сакулин и другие.
Комиссия рассматривала несколько предложений, в том числе и достаточно радикальных. Вначале предлагалось отказаться от буквы Ъ вообще, а в качестве разделительного знака использовать Ь, при этом отменить написание мягкого знака на конце слов после шипящих и писать мыш, ноч, любиш. Буквы «ять» и «фита» сразу решено было изъять из русского алфавита. Проект нового правописания был представлен учеными в 1912 году, но утвержден не был, хотя продолжал широко обсуждаться.
Результаты дальнейшей работы языковедов оценивало уже Временное правительство. 11 мая (24 мая по новому стилю) 1917 года состоялось совещание с участием членов Орфографической комиссии Академии наук, языковедов, учителей школ, на котором было решено смягчить некоторые положения проекта 1912 года (так, члены комиссии согласились с предложением А. А. Шахматова сохранить мягкий знак на конце слов после шипящих). Результатом обсуждения стало «Постановление совещания по вопросу об упрощении русского правописания», которое было утверждено Академией наук. Уже через 6 дней, 17 мая (30 мая по новому стилю) Министерство просвещения издало циркуляр, в котором предлагалось ввести в школах реформированное правописание с нового учебного года.
Таким образом, реформа русского письма должна была состояться и без залпа «Авроры». Правда, предполагалось, что переход на новую орфографию будет постепенным. «Большевики же, – пишет В. В. Лопатин, – как только захватили власть, очень умело и оперативно воспользовались готовым проектом, применив при этом свои революционные методы».
http://www.gramota.ru/class/istiny/istiny_5_orfo1917/«Народная школа в рабстве у буквы ять» – так называлась статья С.Сперанского в газете «Русские ведомости» (19.08.11). Автор ее описывал бедственное положение начальной школы, которая безжалостно «выбрасывала» всех, не преодолевших ятевого списка. Он привел свидетельства учителей, неопровержимо подтверждавших сложившуюся катастрофу российского начального образования:
– На бесплодное заучивание грамматики и правописания приходится тратить почти половину трехлетнего курса сельской школы.
– Буква ять нас замучила.
– Буква ять отнимает половину учебного года, и все же ученики, выйдя из школы, скоро забывают ее правописание.
– Если бы не эта буква, то половину существующей программы можно смело увеличить и успешно пройти за это время, если ять изгнать из употребления.
Автор статьи отмечал также, что бессмысленность школьной программы «посвящать половину учебного курса начальной школы букве ять (с ее присными i, фита и ъ на конце слов) настолько ясна всем разумным людям, что и лица непедагогических профессий вправе поднять протест против дальнейшего господствования в русской народной школе этих пустых идолов, поддерживаемых исключительно экзаменационным террором». «Сколько миллионов земских денег уходит ежегодно на бесплодные попытки внедрения буквы ять в головы крестьянских детей, – писал он. – Но это ежегодное бесценное бросание земских денег – ничто в сравнении с той потерей, которую несет вся страна от задержки (в силу педагогического недомыслия) того культурного подъема, одним из могучих источников которого призвана быть народная школа».
Между прочим, буква ять представляла трудности не только для школьников. Многие высокопоставленные особы тоже плохо владели списком слов с этой буквой. Молва гласит, что сам император Николай Павлович не мог справиться с ять и, разозлившись, вознамерился с ней распрощаться. Но прежде решил обратиться к знающим людям. Он спросил у самого авторитетного в то время грамматиста, автора «начальных», «пространных» и прочих грамматик, Н.Греча: «Скажи, Греч, зачем у нас буква ять?» – «Это знак отличия грамотных от неграмотных», – сострил Греч. И государь, не встретив сочувствия своему намерению, махнул рукой, а буква ять осталась.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200101702