ВЦИОМ, как оружие пропагандыЧиновники от социологии готовы интерпретировать цифры так, как того требуют кураторы из администрации президента, что в преддверии президентских выборов приобретает особую ценность. Но в результате система начала обманывать сама себя
«В тоталитарных режимах пассивность – равносильна поддержке режима»«Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) был основан в декабре 1987 года при Министерстве труда СССР и ВЦСПС. В 1998 году центр получил статус государственного унитарного предприятия. В 2003 году «ВЦИОМ» преобразован в ОАО со 100% государственным капиталом. При этом все ведущие социологи во главе с Юрием Левадой, руководившим ВЦИОМом более 10 лет, покинули его, создав Левада-Центр. С 2003 года АО ВЦИОМ возглавил Валерий Федоров.
ПЛАТА ЗА ЛОЯЛЬНОСТЬАкционирование ВЦИОМ решило две задачи – чиновники от социологии стали оформлять цифры опросов в соответствии с пожеланиями кураторов из администрации президента, в награду за послушание получив возможность осваивать бюджетные деньги, уклоняться от налогов и выводить деньги в офшоры.
Социологи-спойлерыОсобенности псевдосоциологического бизнеса ВЦИОМ подробно раскрыты в расследовании издания The New Times. Как стало известно изданию, до 2008 года со стороны Администрации президента ВЦИОМ курировал Алексей Чеснаков[1], подчиненный небезызвестного Владислава Суркова. Директор ВЦИОМа В.Федоров лично согласовывал с Чеснаковым вопросы анкет для еженедельных всероссийских экспресс-опросов общественного мнения. В АП заранее утверждали содержание планируемых к выходу пресс-выпусков ВЦИОМа.
Среди прочего, АП настаивала на использовании формирующих вопросов, предопределяющих ответ респондентов. У профессионалов такой подход к исследованиям считается манипуляцией общественным мнением.
«Это замаскированный под социологию способ вбрасывания в общественное мнение каких-то проблем, идей, пропаганды и т.д. Иногда в формулировках вопросов уже содержится подсказка, и наш профессионализм заключается в том, чтобы максимально от этого отойти», - как ни парадоксально, но это слова ответственного сотрудника ВЦИОМа Леонтия Бызова, который указал, что подобная практика во время избирательных кампаний особенно популярна.
Коррупционная лояльность
Готовность выдавать «нужные» цифры, особенно накануне выборов, оказалась выгодным делом. Руководители ВЦИОМ получили возможность использовать гос.учреждение для ведения «серого» бизнеса. Деятельность Центра включала вывод денег в офшоры, использование механизмов ухода от налогов.
В схему мутных финансовых операция были включены две зарубежные офшорные компании[2] и три российские фирмы[3]. В 2008 году через сам ВЦИОМ официально проводится лишь малая часть контрактов, все остальные— через упомянутые фирмы.
К тому же периоду относится диктофонная запись слов высокопоставленного сотрудника ВЦИОМа: «Нам платят за лояльность— возможностью воровать… и при этом не контролируют. Это классический пример бюрократической ренты: использование государственного предприятия для извлечения доходов, идущих в карманы чиновников. Нам позволяют зарабатывать до тех пор, пока мы выполняем все условия. Но если где-то что-то лишнее скажем—сразу сожрут. …нынешний ВЦИОМ не исследовательская организация. …Это часть пропагандистской машины»[4].
Источник:
http://communitarian.ru/posts/politika/ ... y_28022018