Чёрная Сотня Всероссийская Православная патриотическая организация Чёрная Сотня
Текущее время: Пн июл 16, 2018 4:19 am

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О современном морализме
СообщениеДобавлено: Сб янв 20, 2018 7:46 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн ноя 30, 2009 11:41 am
Сообщения: 35694
Предупреждения: 2
Откуда: Романтик-ретрофил
Вероисповедание: Православие
Краткий обзор

Сегодня морализм окончательно превратился в ругательное слово. Всякая попытка высказаться против вещей и явлений, которые показывают низкий нравственный и культурный уровень современного общества, воспринимается враждебно и непримиримо. Даже аккуратные и робкие попытки выразить обеспокоенность по поводу упадка нравов вызывают в лучшем случае - смешки, в худшем - шквал ненависти. Тогда как власть травит (или делает вид, что травит) деятелей, бросающих вызов "общественному вкусу", общество, наоборот, травит тех, кто высказывает позицию, хоть отдалённо напоминающую морализм. Гигантский нарисованный фаллос на мосту, покемоны в церкви, непристойные танцы у Вечного огня, пародия курсантов на Satisfaction - все эти дерзкие выходки вызывают у публики восторг, а их противников клеймят "отсталыми ретроградами".
Мы живём в эпоху цинизма. Цинизм как психологический приём - это способ самозащиты в условиях всеобщей лжи и лицемерия. Цинизм может служить благим целям, если за ним скрываются благородные стремления. Таков был цинизм Гамлета, который искал правды, но видел кругом одну ложь. Но цинизм превращается в орудие разрушения, если он становится самоцелью. Таков современный цинизм, идейно оформленный в одежды постмодернистской философии, проповедующей отказ от ценностей. С точки зрения постмодернистской морали быть моралистом - аморально. Отсюда и эти враждебность и агрессия в отношении любого, кто начинает рассуждать хоть несколько моралистично. Моралистов не любят не столько за их "скучность" и "дидактичность", сколько за то, что быть моралистом в мире всеобщего цинизма - безнравственно.

Экскурс в историю

Борьба циников и моралистов имеет давнюю историю. Моралистов часто высмеивали и ругали. Эпикурейцы считали стоиков ригористами, откровенно насмехаясь над их этической позицией, выраженной формулой "добродетель самодостаточна для счастья". Затем появились христиане, и начались гонения. Римские язычники не приветствовали их строгую мораль. Когда христианство восторжествовало, то примерно на тысячу лет циники затихли. Позднее они назовут это время "тёмными веками". Эпоха Возрождения дала новый виток борьбы - кто только не высмеивал тогда мрачных христианских схоластов и моралистов! Рабле, Боккаччо, Валла, гуманисты и антиклерикалы, философы, художники и поэты - все встали в оппозицию к христианскому морализму.
Здесь следует сделать отступление. Нет сомнения, что морализм тоже может быть губителен не менее цинизма. И верно также для морализма, что если он ставит благородные цели, он плодотворен, если же он становится самоцелью, то он разрушителен, он мертвит и выхолащивает ту мораль, которую защищает, он убивает живой дух и подавляет мысль, он костенеет и лишает души всё, к чему прикоснётся. Справедливо и то, что многие деятели боролись именно с таким "морализмом": ярчайший пример чему - Эразм Роттердамский. Ревностный христианин, доктор богословия, учёнейший человек своего времени, он сочинил выдающийся памфлет "Похвала глупости", в котором высмеивал людские пороки, обличал двуличие, но при этом призывал к христианской добродетели. С одной стороны он выступил как циник, обличая двуличных клириков и моралистов, а с другой - проявил себя как моралист, видя во Христе единственную возможность исправления общества.
Просветители 18 века и интеллигенция 19-го начала 20 веков тоже дали ряд критиков морализма - от вольтерьянцев до нигилистов, которые бичевали порочное и лицемерное общество, ругали церковь, призывали к революциям и конституциям. Особенно отличились марксисты, которые свели всю сущность "старой" морали к инструменту классовой эксплуатации. Религия и буржуазная мораль учат быть покорными, следовательно, пролетариат должен избавиться от религиозных предрассудков, отречься от буржуазной морали и построить новый мир.
Последним существенным ударом по морализму были несколько послевоенных десятилетий. "Запрещено запрещать" - гласил лозунг студенческих выступлений 1968-го года. Именно тогда и начала складываться сегодняшняя постмодернистская система морали. Если большевики провозгласили: "нравственно то, что служит делу революции", то постмодернисты переиначили как: "нравственно то, что служит моим эгоистическим потребностям".

А был ли мальчик?

Как правило, под морализмом подразумевают назидательно-нравоучительные рассуждения, обычно с порицанием и гневным осуждением, а моралист как тип изображается в виде не то бородатого мужика с ногайкой, не то злобного старикашки с розгой. Каков же исторический, а не вымышленный тип моралиста? Одним из ярких представителей оного был римский юрист и писатель Марк Туллий Цицерон. Высокообразованный человек, мыслитель, горячий патриот и сторонник республики Цицерон был строгим моралистом. В своей книге "Тускуланские беседы" он, в частности, говорит, что боль - не страшнейшее из несчастий. Для философа страшнейшим несчастьем был позор. Быть подвергнутым пыткам не так страшно, как совершить предательство, не выдержав пыток. Бежать с поля боя, струсив - гораздо ужаснее, чем получить жестокую рану. Далее, он рассуждает, что чрезмерно горевать - безнравственно, это принижает мыслящего человека. Смерть близких - горе, но переносить её надо стойко. Это доказывается простым умозаключением: наше горе со временем стихает, но так как за это время ни умерший не воскрес, ни наша любовь к нему не ослабла, значит, горе уменьшается по причине того, что скорбящий за долгий срок много думает над утратой и в конечном итоге смиряется с ней, понимая, что мы не властны над судьбой. Мудрец же приходит к этой мысли сразу, без долгого обдумывания. Кроме того, Цицерон считает, что быть добродетельным - достаточно для счастья. Ни внешние блага (богатство, власть, слава), ни телесные (здоровье, красота) ни на йоту не прибавляют счастья, если человек уже добродетелен. Иначе говоря, добродетельный, нищий и больной счастлив также, как добродетельный, богатый и здоровый. Современным циникам эта мысль покажется просто кощунственной.
Помимо Цицерона были и другие выдающиеся моралисты, которых можно было бы здесь долго обсуждать: это и Сенека, и Марк Аврелий, и Монтень, и Лабрюйер и тот же Лев Толстой. Конечно же, основой морализма является христианский морализм с его огромным багажом христианской литературы на тему греховности и праведности, с многочисленными проповедями и увещаниями, с призывами к честной жизни и труду. Наконец, множество самых разных писателей и философов в той или степени морализировали в своих произведениях, проповедовали ту или иную систему ценностей, критиковали аморальность тех, кто в эту систему не вписывался. Это и упомянутые Эразм с Толстым, это Достоевский, Гоголь, Пушкин, Бальзак, Шатобриан, Диккенс и многие, многие другие. Нельзя не согласиться, что все эти люди имеют мало общего с карикатурными типами, описанными в начале главы.

Морализм с человеческим лицом

Живём ли мы в эпоху отмирания всяческого морализма или это просто очередной переходный период, которому будущие историки выдумают красивое название? "Науке сие неизвестно". Важно, чтобы нам самим не потерять своего достоинства и, оставаясь думающими людьми, тем не менее не поддаваться всеобщей эпидемии разлагающего цинизма. Морализм прошлых веков часто критиковался справедливо, ибо его часто представляли люди, с которыми слабо связано само понятие морали. Морализм неприятен многим в силу того, что он нередко является синонимом ханжества. Только у действительно выдающихся людей учение о нравственности будет нелицемерным и последовательным, соответствующим их образу жизни и убеждениям. Именно поэтому так важно, чтобы в защиту морали высказывались не личности типа Милонова или Мизулиной, а какие-нибудь деятели, имеющие действительный и непререкаемый моральный авторитет в обществе, люди заслуженные и незапятнанные. Что же остаётся простым смертным? Человечность. Морализм без человечности - это путь к изуверству, к превращению в бездушный аппарат, для которого люди - это сумма безличных индивидов с положительным или отрицательным моральным знаком, и который сортирует их на пригодный и негодный материал, на высших и низших, на тех, кто достоин жить, и тех, кого - либо принудительно исправить, либо утилизировать. Милость и снисходительность должны быть постоянными и верными спутниками всякого морализма. Мы должны поступать по примеру Христа, который был "пастырь добрый", и заблудших овец не считал паршивыми, а наоборот - радел о их поиске пуще, чем о сохранности тех, что остались в стаде. Поступать во всём с оглядкой на Евангелие - вот лучший способ пережить гонения и выстоять на нравственной почве в мире победившего цинизма.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
{ MOBILE_ON }