Проблемы неба после Коперника
В атеистической истории науки, обычно считается, что якобы реформация лучше относилась к науке, чем католичество. В действительности все было наоборот.
При жизни Коперника и некоторое время после, в католическом мире не было никаких претензий к его системе в отношении соответствия Священному Писанию.
В протестантском же мире, с самого начала появились яростные нападки. Причем, поддержка теории Коперника католическим руководством, являлась для Лютера и Кальвина дополнительным поводом для обвинения оного во всех мыслимых и немыслимых грехах.
Цитата:
Протестанты начали борьбу с гелиоцентризмом еще до появления главного труда Коперника и вели ее на основании библейских текстов. Современники Лютера приписывали ему высказывания о Копернике как о выскочке, который старается показать, что вращается Земля, а не небеса, Солнце и Луна. Пфистер приводит слова Лютера: «Этот глупец желает перевернуть астрономическую науку. Но Священное Писание говорит нам, что Иисус Навин потребовал, чтобы остановилось Солнце, а не Земля». В 1549 г . Меланхтон, ближайший сподвижник Лютера, также присоединил свой голос к антикоперниканскому хору: «Глаза видят, что небеса совершают в пространстве оборот за 24 часа. Но некоторые люди, или из любви к новшествам, или чтобы показаться оригинальными, утверждают, что движется Земля, а не Солнце, и восемь сфер. ...Это является проявлением недостатка честности и приличия, поэтому необходимо опровергать эти воззрения и пример как пагубные. Уму приличествует принимать истину такой, какой она открывается Богом, и молча соглашаться с ней». При этом Меланхтон не ограничился простым опровержением Коперника, он призвал принять строгие меры для наказания неблагочестивых коперниканцев. Сходным образом высказывался Кальвин. В «Комментарии к Книге Бытия» он восклицал: «Кто осмелится поставить авторитет Коперника выше авторитета Святого Духа?».
Борьба с коперниканством велась Реформацией осознанно и методично. Цитаты из Библии были единственным аргументом, и представители протестантских церквей не жалели сил в отыскании все новых и новых мест в священных книгах, свидетельствующих в пользу неподвижности Земли, а Коперник и его немногие приверженцы все чаще обвинялись в атеизме.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sc ... rin/08.phpТакая вот ревность не по разуму, как мне представляется, характерна для любого раскола.
Однако, и в протестантском мире были сделаны значительные уточнения в отношении небесной механики. При этом оказалось возможным удовлетворить ревность не по разуму духовных лидеров, некоторым смешанным гелио-гео-центрическим представлением в рамках относительности движения.
Тихо Браге предложил систему мира, в которой все планеты, кроме Земли, движутся вокруг солнца, в соответствии с Коперником. Солнце же, вместе со всеми планетами движется вокруг Земли.
Атеистическая история науки интерпретирует это как временный компромисс между наукой и инквизицией. Это явный подлог. Во-первых, решение инквизиции, накладывающее ограничения на распространение идей Коперника появилось через 15 лет после смерти Тихо Браге. Во-вторых, какое вообще может быть дело до католической инквизиции подданному лютеранского (датского) короля, да еще пользующемуся его покровительством. Так что, если это и компромисс, то никак не с инквизицией, а с протестантскими ревнителями не по разуму. Но Тихо Браге указывал и серьезный для того времени научный аргумент (это отдельный вопрос, сейчас мы знаем, что он был обусловлен недостаточной точностью измерений).
И вот, интерпретируя в таких представлениях данные своих астронамических измерений, Тихо Браге сделал очень важный научный вывод.
Цитата:
Браге изучает движение одной кометы; ему удается определить ее параллакс (уклонение) и доказать таким образом, что, вращаясь вокруг Солнца по орбите, внешней по отношению к Венере, и имея очень маленький параллакс, она находится дальше Луны и ее траектория пересекает орбиты планет. Результат приводил в замешательство: он означал, что кристаллические сферы традиционной космологии, воспринимаемые как физически реальные и предназначенные для перемещения планет, в действительности не существуют. Таким образом, рушилась еще одна часть старого представления о мире.
"По моему мнению, - пишет Браге Кеплеру, - сферы... должны быть исключены из небес. Я понял это благодаря кометам, появлявшимся в небе. <...> Они не следуют законам ни одной из сфер, но, скорее, действуют вопреки им. <...> Движением комет четко доказано, что небесная машина - это не твердое тело, непроницаемое, составленное из различных реальных сфер, как до сих пор думали многие, но текучее и свободное, открытое во всех направлениях, которое не чинит абсолютно никаких препятствий свободному бегу планет, регулируемому законодательной мудростью Бога без какого-либо механизма, вращающего реальные сферы. <...> Таким образом, нет никаких сфер: они не существуют реально на небесах, но допускаются только в целях облегчения преподавания и изучения".
Заметим: материальные сферы, от которых не мог еще отказаться даже Коперник, исчезали. На их место пришли орбиты, в нашем понимании - траектории.
http://society.polbu.ru/antiseri_westph ... h43_i.html
Из наблюдения этой кометы пявилась и еще одна мысль, важная для последующего. Комета двигалась не по круговой орбите вокруг солнца, а по эллиптической. Отсюда было высказано предположение, что и некоторые обнаруженные несоответствия с коперниковскими круговыми движениями планет можно объяснить тем, что в действительности планеты движутся не по кругам, а по эллипсам.
Последователь Тихо Браге Иоганн Кеплер, основываясь на многочисленных данных наблюдений своего учителя, строгими расчетами подтвердил это предположение и обнаружил важные закономерности в движении планет, известные сейчас как 3 закона Кеплера.
http://www.uni-dubna.ru/departments/sus ... dy/Kepler/
Между тем, лютеране отхватили пол Европы и продолжали наступление на католичество. Их обвинения католичества в коперниковской ереси как бы подтверждалось теперь еще и успехами протестантских ученых, стоящих на иных позициях. (По ряду сведений, похоже, что Кеплер склонялся к гелиоцентризму, но не афишировал этого). И эти обвинения могли сильно действовать на простых людей.
В этих вот условиях, учитывая опять-таки и систему Тихо Браге, с дополнениями Кеплера, инквизиция и приходит к запрету распространения книги Коперника (1616 г), причем не окончательному, а “впредь до исправления”. Сам же гелиоцентризм не запрещался, но трактовался как удобный метод расчета, а не как метафизическая истина (
другими словами, инквизиция очень хорошо понимала относительность движения).
Однако, другой великий ученый Галилео Галилей, о котором еще будет речь, оказался настолько ревностным католиком, что не взирая ни на этот запрет, ни на научные доводы протестантских ученых, ни на политическую ситуацию (католическое руководство вполне реально опасалось протестантских наветов) – стал проповедовать абсолютное преимущество католической науки над протестантской, утверждая абсолютную истинность системы Коперника в первоначальном варианте. (Тоже, вот, некоторая ревность не по разуму).
Вот за это его и пожурили, наказав весьма слабо (говоря современным языком, подпиской о невыезде и надлежащем поведении).