Если вы устали в погоне за благами технического прогресса, если вас раздражает сосед, регулярно меняющий машины, а вы себе этого позволить не можете, если представления ваших детей о морали вызывают беспокойство, и XXI век вас вконец измучил, хватайте семью и уезжайте в Пенсильванию.
В этом американском штате, в городке Ланкастер, а точнее в его районе под названием Берд-ин-Хэнд (в переводе - "птица в руке"), живут амиши - небольшая религиозно-этническая община потомков голландцев-протестантов.
"Избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы обращенного к Богу образа жизни", - считают амиши, и поэтому продолжают жить по законам предков.
Из-за религиозных преследований амиши начали переезжать из Европы в Америку в XVIII веке.
Самая большая колония осела в Пенсильвании. Остальные разъехались по другим 18 штатам страны, а некоторые поселились в Канаде - в Онтарио и Менитобе.
Между собой они до сих пор говорят на немецком диалекте, а английский язык учат в школах.
Амиши - очень закрытая община, поэтому подсчитать, сколько же их на самом деле очень сложно. Данные социологов за 2000 год говорят, что всего их около 198 тысяч человек.
Лошади, повозки и керосиновые лампыАмиши давно привыкли к тому, что на них приезжают поглазеть.
Вокруг их поселения находится масса мотелей, которые в выходные дни заполняются до отказа желающими прикоснуться к экзотике.
Чем ближе приближаешься к месту их обитания, тем темнее становятся дороги и улицы. Здесь нет уличных фонарей - амиши не пользуются электричеством.
В каждом окне их домов горит отдельная керосиновая лампа, или же они пользуются электричеством, вырабатываемым ветряными установками. Эти же установки приводят в движение висящие под потолком вентиляторы с большими деревянными лопастями.
В кромешной темноте изредка раздается стук копыт. Припозднившиеся отцы семейств спешат домой на традиционных амишских повозках, запряженных лошадьми.
Единственные признаки модернизации этих транспортных средств - фары и поворотники, которые необходимы для того, чтобы не попасть под колеса автомобилей неугомонных туристов, шастающих по ночам.
Появление женщин-амишей на улицах с наступлением темноты без особых причин считается распутством.
Никакой техники Когда рассвело, оказалось, что показавшиеся ночью жутковатыми владения амишей - очень чистая, по-немецки опрятная деревушка, с красивыми одно- и двухэтажными домами, аккуратными полисадниками и огромными возделанными полями вокруг.
Амиши - потомственные фермеры. Они выращивают все подряд, делают масло, сыры, творог и продают это на рынке соседней Филадельфии или клиентам, приезжающим со всего штата.
Продукция амишей стоит недешево, потому что считается экологически чистой.
Амиши не признают никакой механизации и отказываются пересаживаться на тракторы. Они все делают вручную: пашут, собирают урожай, доят коров, косят траву.
Кроме частных угодий здесь есть и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин.
На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям и кузнецу.
Праздничный выездДень моего визита к амишам пришелся на воскресенье.
Около 9 часов утра по улицам застучали колеса повозок - амиши направлялись в молельные дома.
У каждой семьи непременно есть своя повозка, а у особо зажиточных даже две - летняя и зимняя.
На козлах, как правило, сидят мужчины, а женщины и дети битком набиваются внутрь. Многие выглядывали из заднего окна повозки и приветливо улыбались, но увидев фотоаппарат, старались отвернуться.
Амиши вежливо здороваются с попадающимися им туристами, но фотографируются крайне неохотно и уж тем более не любят вступать в беседу.
Дети постарше добирались до молельных домов своим ходом - на конструкции, представляющей собой нечто среднее между велосипедом и самокатом. Колеса и руль, как у велосипеда, а внизу между колесами планка, на которой можно стоять одной ногой.
Женщины-амиши обычно носят длинные серые платья и белые чепчики, а по случаю воскресенья к туалету добавились белые накидки. Наряд непременно бородатых мужчин всегда один и тот же - черные или серые сюртуки, белые домотканые рубахи и соломенные шляпы.
Угроза извне Молельные дома амишей помимо своего прямого назначения еще являются и местом встречи для молодых юношей и девушек.
Женятся амиши только между собой и прибегают к услугам свах. А узнать друг друга получше будущие молодожены могут после молитвы за куском пирога.
Кстати амиши считаются одной из самых плодовитых общин в мире. Семья с шестью-семью детьми здесь - обычное дело.
Повивальные бабки здесь не сидят без работы и пользуются у населения большим уважением.
Программы в местных школах утверждаются Советом старейшин. Детей-амишей учат только тому, что в будущем пригодится им на практике: геометрии - чтобы построить дом, механике - чтобы справиться с плугом или починить повозку, английскому языку - чтобы быть в состоянии торговать, и еще некоторым предметам.
Однако все чаще и чаще дети амишей заявляют о желании вырваться из общины. По мнению взрослых, постоянные визиты туристов делают свое дело. Автомобили, плееры, фотоаппараты и другие технические новинки становятся объектом желания юных амишей.
По словам самих амишей, скоро им, вероятно, придется ограничить контакты с внешним миром для того, чтобы сохранить численность и свой многовековой образ жизни.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/intern ... 947700.stm