Владимир Неберт писал(а):
Алексий писал(а):
1. Здесь тонкая подмена понятий. Я имею ввиду формализм не в смысле следования правилам формы, а в смысле пустой формальности, шаблонности.
Вот есть лирический шаблон:лед и пламя, и не важно, что здесь он совсем неуместен, важно, что такой шаблон есть и он здесь применяется, такова примерно ваша логика.
2. Тоническая традиция в русских былинах, а в русской поэзии традиция силабо-тоническая. Если творить новую былину, тогда да, но тогда и слог должен быть былинный.
3. Вот тут тоже ваш лирический формализм. Понимаете, конкретная метафора уместна тогда, когда существует соответствующая ассоциация. Почему черные клетки обожженные, а белые обледеневшие ? Ну никак не оссоциируется такое. Пламя скорее в белых клетках, потому что они светлые. Ну вот если скажем свет и тьма - тут была бы более ассоциируемая метафора, но это было бы уместно в том случае, если бы черные означали вражескую армию, захватчиков, а белые защищали бы свое отечество, но вообще говоря белые ходят первые, потому ни сама по себя ассоциация шахмат, ни такая вот метафорическая трактовка тоже не проходят.
4. Ну да, революционно настроенные поэты такое эксплуатировали. Ну она же терроризм воспевает, прочитайте внимательно то второе из приведенных вами.
1. Вы занимаетесь словесной эквилибристикой, или попросту - разглагольствуете. Нет в поэзии шаблонов, есть речевые инструментарии, используемые поэтами в меру их одарённости и образованности. Лёд и пламя - не шаблон, это - классическая антиномия, которую применяют в той или иной форме в виде тропа для подчёркивания крайностей какого-либо явления или события. В данном месте в стихах этот "шаблон" или вернее антиномия вполне уместна, как в смысле визуального образа чёрных и белых клеток, так и в смысле стойкого перенесения крайностей борьбы. Я прошёл огонь и воду - из того же ряда, только менее поэтично.
2. Вы знакомы с поэзией Серебряного века? Если это для вас не образец, перечитайте стихотворение Есенина "Песнь о собаке".
3. Чёрные клетки - чёрные обожжённые поля. Белые клетки - обледеневшие дороги или реки. Ледяные просторы - белые, обожжённые степи - чёрные. Или вы никогда не видали обожжённую степь, ледяную тропу? Белое пламя - это как раз неудачный пример, ибо воображение по опыту представляет пламя скорее жёлтым, хотя бы красным, но никак не белым. Разве что речь о сварке ))
4. Приведите то место, пожалуйста.
1. Вы занимаетесь словесной эквилибристикой, или попросту - разглагольствуете.
Для Вас эти инструментарии именно шаблоны. Вы не видите, где они применяются уместно, где неуместно. Применяется такой
шаблонинструментарий, значит хорошо, не применяется - значит плохо. Вот в этом ваш лирический формализм.
2. В поэзии нет образцов, есть правила стихосложения.
3. Какое отношение могут иметь шахматные клетки ко всему этому ? Ну не бывает так, что вот идет пехотинец то по ледяным, то обожженным полям. Если летом в степи эта война, то все обожжено, если зимой, там где бывает зима, то все заснежено.
4. Ну как же, какое место, там все стихотворение об этом. Он вне закона, значит он будет сам задавать законы, оружие у него и т.п., которое он будет использовать так сказать по своему усмотрению, что это как не терроризм.
А насчет есенинской собаки - это не лучшее его произведение, и в нем явно именно следование моде и некоторым штампам.
А вот "половодье чувств" - вот такого не было нигде штампа и не будет (потому что, если будет, то сочтется плагиатом). Вот это Есенин сказал уместно и с явной, ощущаемой ассоциацией, вот там, где он не следовал лирическим штампам, но следовал правилам стихосложения - там ог гений.
1. В данном случае, как я уже сказал, применение этих метафор уместно и приемлемо. Вообще говоря, ВСЕ поэтические метафоры шаблонны. В речевом инструментарии как таковом никакой оригинальности нет, на то он и инструмент. Оригинальность проявляется только в талантливом использовании этих "шаблонов", как это и сделано в обсуждаемом стихотворении. Вот использовать шаблоннное выражение "лирический формализм", отдающий душком советчины - это действительно словесная эквилибристика и пустословие.
2. А правила кто устанавливает? На основании чего? Ведь не было так, что античный грек сидел на поляне и придумывал правила стихосложения. Нет, он изучал образцы существующей поэзии, выводя из этого практического изучения теоретические правила.
3. Как же не бывает, если я только недавно приводил примеры Гражданской войны? Когда добровольцы шли то по обожжённым донским степям, то по ледяным дорогам во время Ледяного похода.
4. Нет, нет, так не пойдёт. Приведите конкретные строчки. Учитесь работать со стихами. Приведите мне эти строки и укажите, где именно в них то, что вы критикуете. Тогда и будет предметный, научный разговор.
Про собаку - не единственный пример. Половодье чувств - это вот и есть тот упомянутый шаблон, вернее один из его вариантов (поток чувств, разлив чувств и т.д.), который, не спорю, Есенин использовал вполне талантливо. Хотя гений - громко сказано.