Не умирай, Светлогорск!
А.Р.Штильмарк
Чёрная Сотня № 54


Только самолётом можно долететь... Другого транспорта нет!
За Полярным кругом в полутора тысячах километров от Красноярска на реке Курейке, что впадает в Енисей, стоит небольшой поселок Светлогорск. Строился он одновременно с Курейской ГЭС, которая питает энергией огромный комбинат - знаменитый Норильский Никель - тот самый, который недавно был продан ОНЕКСИМ банку. Кругом - тайга, переходящая в лесотундру, а ближайшие человеческие обиталища - более чем в ста километрах: к югу - Туруханск, к Северу - Игарка и Норильск. Рядом, всего в пятидесяти километрах - еще один поселок из нескольких домов, где живет, а точнее, доживает свой век целая народность - кито. При коммунистах "националам", как называют кито в Светлогорске, построили дома, оторвали людей от природы и прежней "дикой" жизни. Результат, как и следовало ожидать, оказался плачевным - народ спился и вымирает на глазах. Как говорится, ленинская национальная политика в действии...

Но сами светлогорцы вспоминают недавнее коммунистическое прошлое с тоской и ностальгией. Было, конечно, не сладко, но все - и строители, и эксплуатационники (какими жуткими словами одарило нас большевистское время!) чувствовали важность своего труда, то, что их труд нужен народу и государству и ... прощали этому государству неустроенный быт и тяжелую работу. А праздники, будь то День Энергетика или Строителя, Первое мая или проводы зимы, отмечали бурно и с выдумкой.

Иное дело, когда коммунисты разом сделались демократами! Норильский никелевый комбинат перестал перечислять деньги за электроэнергию Курейской ГЭС. Соответственно народ перестал получать зарплату, и неплатежи, как снежная лавина, завалили не только Красноярский край, но и всю страну. Вылететь "на материк" стало невозможно. Светлогорцы стали заложниками Севера.

Это не доллар и не йена, а продукт перестройки: своя валюта, светлогорский рубль
Плохо жить, не получая зарплату... Жить без зарплаты в ограниченном пространстве и при 40-50-градусном морозе еще хуже. Нашего брата, конечно, не удивишь полугодовыми задержками выплаты денег, все так живут, но светлогорцам от этого вряд ли легче. Ведь если "на материке" можно заняться спекуляцией, продать изделия своего завода, занять денег у более удачливых соседей, то из Светлогорска, куда летает два Красноярских самолета в неделю, а билет стоит полтора миллиона, не уедешь закупать трусики и лифчики, чтобы потом продать односельчанам. Электроэнергия - единственное, что производится в Светлогорске - это не чайники, не бытовые электроприборы, не полотенца, с ней не встанешь возле шоссе, тем более, что шоссейной или железной дороги нет вообще. Как в песне поется, "только самолетом можно долететь". Занять денег тоже не у кого - не платят всем. И быть бы беде, но голь на выдумки хитра. И деньги в Светлогорске появились. Не знаю, какому умнице пришла в голову идея их напечатать, но в один прекрасный момент светлогорцы получили зарплату местной валютой, на которую в местном магазине смогли покупать все, что душе угодно.

Всем уже ясно, что демократы превратили Россию в Большой театр абсурда. В Светлогорске - Малый театр того же абсурда. Примеров тьма, вот наиболее типичный: мы уже упоминали о том, что Норильский Никель, мягко говоря, не очень регулярно платит за электроэнергию, тем не менее налоговая полиция, приезжавшая в Светлогорск, зафиксировала: ГЭС должна государству в виде налогов сто миллиардов рублей. Вынь да положь! Но и это не все. Светлогорцы должны государству заплатить и пени - еще 90 миллиардов. То, что ГЭС не получает денег со своих должников, никого не касается. А должны светлогорцам как минимум миллиардов триста, а по другим данным - и того больше. Изъятием наличных денег из оборота лившицы-чубайсы парализовали экономику России, и сейчас предприятия редко расплачиваются друг с другом деньгами, все больше шило на мыло меняют. Например, предприятие в Тверской области вместо денег получает по завышенным ценам автомобили "Волга" (а не хочешь - не бери), предприятие в соседней от Светлогорска Игарке расплачивается за электроэнергию тем, что перевозит жителей поселка на своем вертолете в Игарку и обратно, кто-то расплачивается оборудованием, кто-то рабочей силой... Русский народ яро сопротивляется смертному приговору, который вынесли ему березовские-чубайсы.

Местная роскошная больница пустует: врачи уехали на материк.
Хотя Светлогорску пока не грозит отключение тепла, как другим городам и поселкам Русского Севера, все же своя ГЭС под боком, но и его ледяной костлявой рукой держит за горло демократия: из двенадцати тысяч жителей осталось едва ли две... Сокращают строителей, уезжают специалисты, в огромной роскошной поселковой больнице нет врачей. И если при серьезных заболеваниях прилетает санитарный вертолет, то от зубной боли спасаются сами: кто во что горазд. Наиболее популярны два способа: привязать к руке чеснок с салом (говорят, что помогает), либо брать билет до Игарки за 500 тысяч и лечиться там. Потом за те же деньги - обратно. А не хочешь - терпи, не барин.

Досуг проводят мужики на рыбалке, бывает, что и браконьерят, но кто осудит их за это? Ловят песцов и соболей, и дамы щеголяют по поселку в роскошных мехах. Летом запасаются грибами, которые разве что косой не косят, и ягодами, которых тоже в окрестной тайге целое море.

Но смекалка и деловитость русских мужиков (беру это понятие в широком смысле слова, так как Светлогорск - поселок многонациональный) спасает и зимой: роскошная теплица с огурцами, помидорами и розами поражает воображение. За окном - заполярный мороз, а в теплице - огурцы, выращенные на всем натуральном, ибо и коровник свой есть! Конечно, начальство из РАО ЕЭС недовольно: утверждают, что свое хозяйство держать дорого, что надо покупать готовую продукцию и вести ее самолетом в Светлогорск. Это понятно: начальство живет не за Полярным кругом, что им до детей, которые вместо свежего молока будут пить разбавленный порошок?

Так русские люди выживают в условиях Севера и демократии: заполярные помидоры для детского садика
Поселковые школа и детский сад выполняют вроде бы одну задачу: учат и воспитывают детей. Но вот зарплата у сотрудников разная: директор школы получает примерно столько же, сколько нянечка в детском саду. Вроде бы, парадокс, но школа - на балансе нищего демократического государства, а детскому саду помогает ГЭС. Обращались учителя к руководству ГЭС, к директору Антохину с просьбой взять школу под свое крылышко, но это не положено, не поймут высокие начальники из РАО ЕЭС. А если все-таки попробовать, Игорь Игнатьевич? Вдруг такой эксперимент получится, да еще примером для других будет служить? А то ведь неровен час, можно и без учителей остаться... А если эксперимент удастся? Вам же учителя при жизни памятник поставят...

Особый разговор о школьниках. Заняться им нечем. Слоняются по вечерам, не зная куда приткнуться. Утром - школа, после школы - боевики и прочая американская мишура (практически в каждой квартире есть новый видеомагнитофон), а вечерами податься некуда. И хотя бьются из последних сил оставшиеся учителя, готовит мастеров спорта по акробатике учитель физкультуры Журавлев, какая-то жизнь теплится в клубе, но всего этого очень и очень мало. А итог печальный. Насмотревшись боевиков, не выплеснув молодую энергию на нужное дело, ребята чаще стали преступать закон и, по словам начальника местного отделения милиции Ивана Васильевича Лаврова, количество правонарушений увеличилось примерно вдвое, если сравнивать с прошлым годом.

Светлогорску, как и всем русским городам и селам, нужно помочь. Вопрос ведь стоит прямо: или чубайсы нас уничтожат, или мы выдержим оборону и победим. Но мужественным северянам надо помнить главное: нельзя рассчитывать только на свои силы, какими бы крепкими людьми мы себе не казались. Без Господней воли, без Господней помощи мы, даже самые сильные из нас, не способны победить и выжить. Будут падать самолеты, будут гореть газопроводы, будет разливаться нефть, будут рушиться дома, взрываться троллейбусы. Мы отвернулись от Бога, но при этом требуем себе счастливой жизни. Такого не бывает. Вне Бога счастливым быть нельзя.

В центре Светлогорска, на горе, где стояла раньше старая школа - прекрасное место для Церкви. Мы говорили и с заместителем директора ГЭС Вадимом Григорьевичем Бардюковым, и с главой местной администрации Валерием Иосифовичем Братковым, и начальником строительного участка Виктором Владимировичем Михайловым - все они, даже будучи не очень верующими людьми, готовы принять участие в Святом деле. Дело за малым. Дорогие светлогорцы! Вы должны крестить детей, венчаться, хоронить близких по-православному, по-русски. А для того, чтобы зарегистрировать Православную общину в Красноярской Епархии и местной администрации, нужно немного: собрать всего десять Православных человек. А потом всем миром строить храм.

Возможно, это будет самым главным делом в вашей жизни.

Красноярский край, Игарский район, поселок Светлогорск.




Содержание номера