МОЖНО ЛИ ИУДЕЯМ ДОЗВОЛЯТЬ НОСИТЬ ХРИСТИАНСКИЕ ИМЕНА
Архиепископ Никон (Рождественский) |
№ 41-42, 1996 |
... Давно назрел этот
вопрос, и пора решить его раз
навсегда и окончательно. Имя есть
первая собственность,
собственность неотъемлемая,
которую человек получает здесь на
земле и которую уносит с собою в
загробный мир. Творец всемогущий,
сотворив свет, нарек его днем, тьму
- ночью, все звезды называет Он
именами их... Имя есть символ власти
над тем, кому оно дается. На всем
пространстве Ветхого Завета, от
первозданного Адама и Евы до
праведных родителей Предтечи
Господня, право давать имена
принадлежало родителям. На имя
смотрели как на нечто священное, с
уважением. Имя не есть номер, под
которым разумеется тот или иной
экземпляр, та или другая особь: имя
может принадлежать только
человеку, как
разумно-нравственному существу.
Этот взгляд на значение имени
можно усматривать еще в Ветхом
Завете; в Новом Завете у христиан,
особенно в Православной Церкви, оно
получило еще большее значение.
Вошло в священный обычай при
крещении давать младенцам и
взрослым имена святых, Богом
прославленных. Угодник Божий, имя
коего я ношу, есть мой небесный
восприемник или от купели
крещения, или от св. Евангелия при
моем монашеском пострижении. Это -
мой благодатный покровитель, мой
заступник и молитвенник пред Богом,
мой наставник в моем земном
странствии, мой второй
ангел-хранитель. Вот почему, для
нас, православных христиан,
особенно дороги те имена, которые
мы носим. Это священные символы
нашего духовного родства с
небесною Церковью, нашего
постоянного с нею общения. Пусть
иудеи носят имена ветхозаветных
праведников: к сожалению, мы едва ли
вправе запретить им это, хотя очень
бы желали, - ввиду того, что и многие
из нас носят сии имена, - чтобы иудеи
и произносили эти имена не
по-нашему, а по-своему - чтобы Моисеи
именовались Мойшами, Израили -
Срулями; но допускать, чтоб они
носили имена святых Божиих, во
Христе прославленных, было бы
кощунством и святотатством с точки
зрения Церкви Православной.
Приятно ли и простому человеку
смертному, например хоть бы тому,
кто возбудил вопрос о праве иудеев
именоваться христианскими именами,
приятно ли ему, если иудей, не
испросив предварительно его
разрешения, возьмет себе его имя и
родовую его фамилию и будет
величать себя ими? Приятно ли ему
будет, когда все, что сей иудей
сделает, будет, по недоразумению,
ложиться тенью на него или его
семью? Затем: если признать это
право за иудеями, то по какому праву
мы будем отнимать его у магометан,
как известно, также носящих не мало
библейских имен? А там, во имя
свободы совести, свободы
веротерпимости и других свобод,
найдем ли мы основание отрицать это
право и для язычников-буддистов,
огнепоклонников и других
нехристиан?
Ведь еще вопрос: кто
более враждебно относится к Святой
Вере нашей, иудей ли, или язычник и
магометанин? Прочтите Шулхан-арух,
эту, так сказать, эссенцию
иудейской ненавести к христианам, и
вы поймете, как
глубокооскорбительно было бы для
Православной Веры, для угодников
Божиих, для Самого Господа нашего
Иисуса Христа такое
попустительство. "Мне же зело
честни быша друзи Твои, Боже", -
говорит Царь пророк Давид. Не тем
паче ли мы должны ревновать о чести
святых Божиих? Представьте себе,
что какой-нибудь иудей, заклятый
враг Христа и нашей Веры Святой,
назовет себя именем святителя
Христова Николая только ради того,
что так ему будет удобнее, так
сказать, замешаться в толпе
Православных людей, чтоб удобнее их
обманывать: ужели не оскорбим мы
позволением носить сие имя нашего
великого заступника и
святителя-чудотворца? Ужели не
будет даже для нас самих
оскорбительным, если иудей, в своем
обществе издевающийся над нашими
подвижниками, будет - без сомнения
только у нас на глазах - носить имя
преподобного Сергия? Я не говорю
уже о тех иудеях, которые
возбуждают против себя массы
народные своею бессовестной
эксплуатацией: даже те, которые
стараются показать, что они -
"честные евреи", даже и они - по
какому праву будут величать себя
нашими Православными именами,
столь для нас священными, а для них,
в сущности, ненавистными?
И для чего все это
нужно? Нет ни малейшего сомнения,
что иудеи, почти две тысячи лет не
имевшие в том нужды, теперь
хлопочут о том, чтобы получить
законное право на то, чтобы,
прикрываясь христианскими
именами, постоянно обманывать нас,
укрывать от нас свою настоящую
личину. Им это нужно, иногда очень
нужно. Недаром они, некрещенные,
имеют в своих домах иконы
Православные, в своих лавках на
базарах теплят лампады, даже в
праздники ходят в храмы
Православные, благо в этом
отношении царит едва ли
позволительная с точки зрения
церковных правил терпимость, мало
того: по местам принимают к себе
наше духовенство: скажите ради Бога
- что это, как не личина, обман, отвод
глаз для простых верующих душ?
Ужели еще надо узаконивать и имена,
ими похищаемые у нашей Церкви? Нет,
Церковь должна крепко отстаивать
святыню имен святых Божиих от
такого святотатства. Еще шаг, и их
синагоги будут, тоже для отвода
глаз наших сентиментальных
бюрократов, называться синагогами
князя Владимира, Александра
Невского, Николая-чудотворца,
Георгия Победоносца... Уже и теперь
иудеям дано слишком много свободы
в отношении, например, фамилий:
крестится ли, не крестится ли иудей
- он именует себя любою фамилией, и
вот вы слышите самую русскую
фамилию, вы думаете, что имеете дело
с русским человеком, а он -
некрещенный иудей! И часто
приходится обманываться таким
образом: какой-нибудь Николай
Григорьевич Яковлев, подавший
заявление о желании взять в аренду,
например, дом, оказывается у
нотариуса Натаном Гиршевичем
Янкелем...
Итак, даже с точки
зрения гражданской, не говоря уже о
церковной, давать право иудеям
именоваться христианскими именами
нежелательно. Вспомним, что теперь
у нас в жизнь вошло выборное право.
Убедите простого человека, что
Николай Григорьевич есть Натан
Гиршевич! Раз он формально запишет
себя именем христианским - он для
выборщиков будет равен по правам с
христианином. Уже желательно это?
Ужели мало зла на Руси от нашей
дряблости, от нашей
сентиментальности, якобы -
гуманности, от лжелиберализма?..
Помнить надо: в наше смутное время всякая попытка иудеев к незаметному слиянию с русским Православным населением есть великое зло и поблажать этому злу есть великий грех...
Следующая статья
Содержание номера
|